Ученый, профессор прикладной вирусологии Тартуского университета Андрес Меритс , изучавший поведение вирусов задолго до разразившейся пандемии, а в ее период консультирующий правительство в составе научного совета, рассказал о том, что люди узнали о вирусе за два года жизни в условиях пандемии, оправдали ли себя методы борьбы с ним и чего нам ожидать в будущем. 

Вирусолог, профессор ТУ Андрес Меритс: в Эстонию прибудет новая вакцина «Новолакс», которая, как прогнозируется, вызывает меньше побочных эффектов. Фото: Delfi

Он сделал это в интервью журналисту ERR Элине Конд в понедельник, 21 февраля, в прямом эфире трансляции на Фейсбуке канала vaktsineeri.ee.

Профессор подчеркнул, что «невозможно за два года сделать все, что не было сделано за последние 40 лет». Коронавирусы, по его признанию, как относительно «безинтересные», из-за нехватки получаемого для их изучения финансирования долгое время оставались мало изученными. Многое в их поведении остается на начальной стадии изучения и сегодня. В частности, отметил Меритс, «очень плохо мы знаем молекулярные основы жизнедеятельности коронавирусов и их отличия от других вирусов. Крайне плохо понимаем, чем вызвана долговременная болезнь или тяжелое течение заболевания. Не можем предсказать итог болезни конкретного человека. Несмотря на успехи в лечении, неизвестных факторов остается больше, чем известных». Нет ответа, сказал он, и на вопрос, чем чревато нахождение вируса в организме после перенесенного заболевания.

Омикроном не закончится

Профессор заметил, что неправильно умалять опасность разгулявшегося сегодня омикрон-штамма. «Этот штамм возник от предшественника – дельты. Первоначальный вирус имел много потенциала, который теперь реализуется в различных вариантах. Омикрон отличается тем, что в десять тысяч раз больше своего предшественника – «дельты» – представляет опасность для пожилых. Пандемия омикроном не закончится», – уверен Меритс.

Следует ли вскоре ждать более агрессивного штамма вируса? По мнению ученого, не стоит. Гораздо большая опасность в том, что легко распространяемый вирус с большой долей вероятности достигнет всех.

Но может быть, достигнув коллективного иммунитета, общество сможет жить спокойно?

Полного спокойствия вирусолог не обещает. Поскольку в случае коронавируса не будет работать тот коллективный иммунитет, который в обществе достигнут, например, за счет всеобщей иммунизации от кори, вследствие чего нежелающие вакцинироваться могут чувствовать себя защищенными. В случае коронавируса, пояснил профессор, под коллективным иммунитетом подразумевается способность системы здравоохранения не перегружаться в случае массового заболевания.

Лекарства – для умных

Лекарства от коронавируса в Эстонии еще не появились, но когда это произойдет, они помогут облегчать течение болезни и избегать попадания в стационар. Лекарства эффективны и предотвращают госпитализацию более чем в 90 процентах случаев даже у группы риска. Однако, уточнил ученый, применять их необходимо на самой ранней стадии, лучше до того, как появятся симптомы. На помощь умным и заботящимся о своем здоровье людям придет регулярное самотестирование. Для тех же, кто получает диагноз коронавирус и попадает с ним в больницу на скорой помощи, лекарство бесполезно.

Дает меньше побочки

Меритс отметил, что заболеваемость среди получивших бустерную дозу (к ней приравнивается перенесенное после двух прививок заболевание) составляет в 3 раза меньше, чем в остальных группах. Куда больше выглядит разница (в 15-20 раз в зависимости от возрастной группы) между попадающими в больницы людьми, получившими бустерную дозу и таковой не имеющими.

Почему вакцинация не обеспечивает долговременную защиту? Производители и эксперты обещают защиту на период 2-3 месяца. Это при условии, что вирус не меняется. Исследования показывают, что через 3-4 месяца после второго укола уровень защиты падает, но тяжелого течения болезни позволяет избежать. В этом плане действие вакцины, особенно ее бустерной дозы, весьма продолжительное. Чем моложе человек, тем сильнее защита. Меритс вновь напомнил: абсолютную защиту от заражения не гарантирует никакая вакцинация, но от тяжелого течения и госпитализации это защищает.

Наталья Соболева
НА ТУ ЖЕ ТЕМУ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *