Балтийская электростанция закрыла еще один энергоблок.

Статья нарвитянина Петра Поскина о стоимости отопления, напечатанная в прошлом номере «Нарвской газеты» (28 марта), в очередной раз очень сильно зацепила «оголенный нерв» многих жителей Нарвы. «НГ» разбиралась, что же реально происходит с ценой на тепло и чего ждать в ближайшем будущем.

Тепло у нас было дармовое. Или нет?

Петр Поскин в своей статье пишет, что в энергоблоке Балтийской электростанции (БС) отопительное тепло для Нарвы получается за счет использования отработанного пара. То есть сожгли сланец, получили пар, он затем выработал электроэнергию. А потом остаточным паром, уже ненужным, нагрели воду для отопления и снабжения горячей водой Нарвы. Исходя из рассуждений Поскина, предположительно стоимость отопления и горячей воды, получаемой на энергоблоке БС, должна быть куда ниже, чем она есть сейчас.

По словам специалистов-энергетиков, на самом деле на 11 блоке БС при сжигании сланца получали два вида продукции – тепло и электроэнергию. Так что в стоимость тепла, производимого для Нарвы, включались и цена топлива (сланца и щепы), и все сопутствующие расходы производства, в том числе плата за выбросы СО2.

В своем комментарии для «НГ» Антс Паулс, который был в свое время генеральным директором «Нарвских электростанций», сказал, что при совместном производстве все просто: производим больше электро­энергии – получаем меньше теплоэнергии, и наоборот. Таким образом, ни о каком дармовом тепле речи быть не может, подтвердил Антс Паулс.

О прозрачности ценообразования

Поскин также пишет о том, что необходимо выяснить в ходе дискуссий на тему стоимости отопления в Нарве, «готов ли производитель тепла обеспечить нарвитянам их право на экономическую прозрачность цено­образования тепла и предсказуемость поведения его цены… ».

Но могут ли реально помочь для возможного снижения стоимости тепла (или хотя бы торможения дальнейшего роста) общественные обсуждения этой темы или созывы конференций? По мнению вице-мэра Нарвы Олега Карпикова, конференции и широкое обсуждение, как показывает опыт, не приносят ожидаемых результатов. «Но они поднимают важность данной проблемы, и городской власти на этом фоне легче вести переговоры с поставщиками тепла», – в то же время утверждает он.

К слову, в Законе о центральном теплоснабжении сказано, что ценообразование тепла регулируется надзорным органом, которым в данном случае выступает Департамент конкуренции. И у этого Департамента есть утвержденная методика определения цены тепла для Нарвы, о чем в наших предыдущих публикациях говорил руководитель «Нарвских теплосетей» Павел Рушелюк.

Изменение цены требует изменения закона

Юрист Александр Ефимов считает, что вряд ли для Нарвы будут делать исключения в утвержденных расчетах стоимости.

К слову, об этой самой методике. На фоне очередного болезненного повышения стоимости тепла для Нарвы в СМИ неоднократно появлялись предложения и даже требования усовершенствовать правовую процедуру утверждения тепловых тарифов в Департаменте конкуренции. Говорит об этом и Поскин.

Однако, как считает нарвский юрист Александр Ефимов, по существу, речь тогда идет об изменении порядка, действующего на основании принятого закона, не только для Нарвы, но и для всей Эстонии. «Изменение порядка утверждения тарифов зависит от Рийгикогу и Правительства Эстонии, – пояснил Ефимов. – Крайне маловероятно, что Рийгикогу и Правительство Эстонии озаботятся изменением порядка утверждения тарифов для Нарвы, отличающегося от других городов страны».

Возможности городских властей

А может ли каким-то образом местное самоуправление повлиять на процесс ценообразования при производстве и продаже теплоэнергии для потребителей Нарвы? – поинтересовалась «НГ» у нарвского вице-мэра Олега Карпикова. «Власти Нарвы, конечно, могут делать запрос в Департамент конкуренции об обосновании ценообразования на тепло, – ответил он. – Но не могут влиять на работу и методику расчётов Департамента, исходя из закона о конфиденциальности данных».

Вице-мэр Нарвы Олег Карпиков: «У города есть рычаги для обуздания цен на тепло».

Вице-мэр Нарвы полагает, что Департамент конкуренции не раскроет все данные о формировании ценообразования на тепло третьим лицам. При этом Карпиков говорит, что власти Нарвы очень активно занимаются проблемами отопления города. «Для нас это задача номер один, – утверждает он.

– Хотя у города нет возможности напрямую влиять на ценообразование полученной теплоэнергии, город может воздействовать на компании, производящие тепло через ряд постановлений и решений, что в свою очередь остановит рост цен и даже в перспективе снизит их».

Карпиков пояснил, что создание единой зоны теплоснабжения в Нарве – это и есть один из инструментов городской власти по обузданию цен на теплоэнергию.

Теперь как минимум на год цена тепла для Нарвы будет определяться производством его только за счет сжигания газового топлива.

По его словам, зона централизованного отопления необходима Нарве, так как она создаст конкуренцию действующему на сегодняшний день предприятию-монополисту. А также откроет возможность для прихода других крупных энергетических компаний. «Договор по зоне отопления, который был представлен прошлой коалицией горсобранию, нуждался в доработке, после которой он будет представлен депутатам на утверждение», – уточнил Карпиков.

Газ вместо сланца – что будет с ценой тепла?

Но на днях энергетики Нарвы внесли свои неожиданные коррективы в тему отопления. Сейчас 11 блок остановлен, тепло для Нарвы производит газовая котельная на БС, которая по тепловой мощности превышает потребности Нарвы, так как она способна выдавать максимально 240 Мвт.ч теплоэнергии. Для примера – в 2010 году, когда была самая холодная зима за последние годы, максимум потребления тепла Нарвой составил 212 Мвт.ч.

Теперь, как минимум на год, цена тепла для Нарвы будет определяться производством его только за счет сжигания газового топлива. И поэтому очень любопытно знать, сколько при этом будут платить за него нарвитяне. Ведь последнее повышение стоимости тепла было рассчитано исходя из получения его при комбинированном производстве телоэнергии и электроэнергии за счет сжигания сланца и древесной щепы.

 Производство электроэнергии и тепла на электростанциях имеют свои технологические особенности.

Редакции известно, что у Департамента конкуренции есть отдельная методика, которая определяет стоимость тепла в случае его производства только в газовой котельной. И тут уместно процитировать часть вышеупомянутой статьи Поскина: «Следует отметить, что тема прозрачности ценообразования теряет актуальность, если Нарва полностью переходит на теплоснабжение от аварийной газовой котельной, где прозрачность цены производства обеспечивается автоматически – здесь в стоимости тепла топливо составляет около 80%».

То есть цена отопления, по логике, будет зависеть практически от цены газа. Но газовая котельная является частью Балтийской электростанции, которая имеет очень большие неокупаемые расходы. Будут ли они иметь влияние на стоимость тепла?

И чем же это теперь аукнется для жителей Нарвы?

«Нарвская газета» отправила соответствующие вопросы руководству Enefit Power, в состав которой входит Балтийская электростанция. Надеемся, что получим ответы, которые внесут ясность по этой очень «горячей» теме.

Материал и фото: Александр Мясоедов

Читайте также:

Производитель тепла для Нарвы должен обеспечить прозрачность ценообразования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *