Многие из нас сейчас проводят время у компьютера, черпая новости из интернета. Фото: Владислав Ступников

В последние дни все чаще приходится слышать фразу «надеемся, что этот ужас скоро закончится»: военные действия, которые ведутся на Украине, стали самой обсуждаемой темой не только для политиков, военных и СМИ, но и для каждого из нас. «НГ» выясняла, что тревожит людей больше всего и что советуют делать в данной ситуации психологи.

«И ничего не фейк!»

Большинство историй знакомые, малознакомые и вовсе незнакомые люди рассказали нашей газете на условиях анонимности. Почему? «Потому, что страшно. Не хочу светиться. Неизвестно, кто эту информацию сейчас мониторит», – поясняют они. Некоторые вообще перестали пользоваться соцсетями, продолжая верить фейковой информации о том, что «каждый ваш пост мониторят» и «каждое ваше слово может быть использовано против вас» (об этом фейке мы подробно писали в прошлом номере «НГ»).

«И ничего не фейк! Сестра из России позвонила и сказала, что точно знает: там все сейчас мониторят и о них, и о нас. Мы решили пока друг другу не звонить, потому что не обсуждать то, что происходит, невозможно: ей страшно, мне страшно», – рассказывает пожилая нарвитянка. Она признается, что газеты читает редко, в соцсети тоже заходит нечасто – только чтобы узнать, как дела у друзей и знакомых.

«О том, что произошло на Украине, узнала от десятилетней внучки: она смотрела Тик-Ток и позвала меня: «Бабушка, тут все время взрывы показывают! А нас тоже скоро будут бомбить? Мне страшно!». Внучку, конечно, я успокоила, сказала ей, что война далеко, а мы – в безопасности. Но сама-то я в шоке… Завидую нашей кошке – единственному члену семьи, который спокоен и радуется жизни.  Сама я просыпаюсь среди ночи и сразу – к компьютеру, новости смотреть. Муж говорит: не надо, зачем? Но сам делает то же самое», – рассказала пенсионерка.

Негатив летит отовсюду

«Я закрыла свой фейсбук не потому, что боюсь. Просто неприятно получать от некоторых друзей призывы покаяться в том, что я русская, что я ничего не делала и не делаю, чтобы предотвратить войну. Они говорят: всех русских, во всем мире теперь долго будут ненавидеть. Я не знаю, за что. Я верю, что они тоже не будут всегда так думать. Но этого недостаточно, чтобы спокойно спать ночью», – рассказывает молодая нарвитянка.

По ее словам, среди ее знакомых люди думают о происходящем по-разному, и с обеих сторон немало таких, кто, отстаивая свою точку зрения, не могут удержаться от агрессии. «Когда я говорю, что молчу, потому что не понимаю до конца, что происходит, они ругают меня и говорят: все из-за таких, как ты!» – делится она. Иногда, вспоминает женщина, накатывают приступы паники, когда даже из дома страшно выйти: кажется, что негатив может прилететь отовсюду, хотя объективно она понимает, что это всего лишь эмоции.

«Иногда кажется, что все-все хорошо, но недолго. А потом я вспоминаю о людях, которые гибнут совсем рядом, и становится стыдно за себя. Как мы можем отмечать праздники и дни рождения, ломиться на открытие нового магазина и радоваться, что купили там дешевые продукты? Неужели мы такие бесчувственные или мелочные? А ведь война и нас может коснуться – с каждым днем мне все страшней. Не зря в аптеках скупили все препараты йода…  По ночам я плачу, а потом ищу новости об Украине – вдруг уже договорились о перемирии? Каждый день говорю себе: «Этот ужас должен закончиться».

Психолог: делайте что-то конкретное

Нарвский психолог Наталья Скворцова советует, чтобы тревога не накрывала с головой, делать что-то конкретное. Сама она работает сейчас в кризисном проекте Psy.for.peace.  В рамках которого психологи оказывают бесплатную экстренную психологическую помощь пострадавшим от войны в Украине, а также тем, кого накрывает тревогой от происходящего.

В этом проекте более 300 специалистов сейчас работают круглосуточно. Связаться можно через Телеграм t.me/Psyforpeace_Bot Или Инстаграм @Psy.for.peace.

Наталья признается, что и ей не всегда удается сохранять спокойствие. За что должно и за что не должно быть стыдно? Наталья советует перечитать обращение известной русскоязычной писательницы из Израиля Линор Горелик:

«Мне стыдно» – это слова, которые я сейчас все время повторяю в разговорах бытового характера и которые все время возникают в моих разговорах о малых повседневных вещах с близкими на фоне творящейся чудовищной катастрофы (и постов с этими словами – не про политику, а именно про малые вещи, – я сейчас таких вижу очень много). Думала об этом полночи: стыд – это, отчасти, резко негативное представление о себе в глазах Другого, в глазах смотрящего. Ни в коем случае не могу говорить за прочих людей, но могу отвечать за себя, – могу сказать о том, что не стыдно лично в МОИХ глазах.

Не стыдно страдать из-за причин, не связанных с войной, – не стыдно, что болит голова, что болеет кот, что сломался холодильник, что дети отказываются есть приготовленное, а другое приготовить сил нет, что на работе все плохо, что сосед сверлит стену, – и не стыдно хотеть от близких поддержки и понимания, что тебе плохо. Передо мной, по крайней мере, пусть не будет стыдно, пожалуйста.

Не стыдно, что сейчас получается только зарыться с головой в свою работу, какой бы она ни была, – переводить, программировать, писать, учить детей, делать проекты, что угодно. Мне лично представляется, что без своей работы мы бы все сошли с ума. Кому-то из нас кажется, наверное (вот мне), что наша работа (любая) полностью потеряла смысл на фоне происходящего. Но если она помогает дышать, она спасает одного человека – вас. Спасать одного человека – это очень много».

Ирина Токарева
1 комментарий
  1. Ну какие все чувствительные , слов нет. Как по команде перестали спать, есть и скупили весь йод. Не смешите ,. До этого вам и елось , и спалось прекрасно- – ничего что там людей уже минимум 8 лет убивали. Достали уже псевдопацифисты разных мастей.
    Стыдливые все такие стали. А что же теперь вам делать – русским вам стыдно быть, а в эстонцы вас не берут. . Ужас ужасный- как переживете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *