Братская могила на 5 равелине в Нарве содержится в порядке как за счет выделения средств из городского бюджета, так и силами разных общественных организаций. Рядовые горожане приходят сюда на ежегодные субботники. Фото: "НГ"

Нарвитянка Наталья, гуляя с собакой в окрестностях Нарва-Йыэсуу в районе Аувере, примерно в середине марта 2022 года наткнулась на страшную находку – человеческие останки. Женщина вызвала полицию и показала обнаруженное двоим прибывшим полицейским.

Эхо прошедшей войны

Об этом Наталья рассказала недавно журналисту «Нарвской Газеты». По ее словам, она была обеспокоена тем, что прошло уже довольно много времени, а с ней повторно из полиции никто так и не связался.

От пресс-секретаря префектуры полиции Виктории Корпан «НГ» получила на свой запрос следующий ответ: «Полиция ждет результатов экспертизы Института судебной экспертизы Эстонии, в таких случаях решения о дальнейших действиях принимаются на основании результатов экспертизы».

Даниил Галицкий, член правления SA Narva Kant, организации, которая занимается в том числе и военной археологией, также откликнулся на просьбу Натальи и посетил место, где были обнаружены останки. Изучив перед этим присланные ею фотографии, Даниил предположил, что фрагментарные остатки человеческого скелета могут относиться к событиям 1944 года, когда в этом районе шли ожесточенные бои. «Я побывал на этом месте, оно известно людям, которые занимаются военной археологией, – рассказал «НГ» Галицкий. – В тех боях полегло очень много бойцов, тела которых оказались довольно неглубоко под землей, и некоторые из них уже были обнаружены ранее. А сейчас в этих местах была проведена вырубка леса, грунт потревожили, и кости вновь стали появляться на поверхности земли».

И это один из поводов, утверждает Даниил, чтобы уже этим летом провести серьезные поисковые работы в данном районе с привлечением эстонских поисковиков.

Каждая мелочь важна

Что касается обнаруженных останков, то, по словам Галицкого, при внешнем осмотре рядом с ними не нашлось никаких четко идентификационных предметов или вещей. «Сам скелет по внешнему виду на сто процентов относится к периоду Второй мировой войны, потому что имеет очень много следов от осколочных попаданий, скорее всего, человека накрыло разрывами мин, – утверждает Галицкий. – Можно говорить, что это боец советской армии, потому что на нем находился ремень, хоть и с пряжкой неуставного вида, но часто использовавшийся солдатами того времени, а также россыпь частей сгнивших патронов от винтовки Мосина,  которая была тогда на вооружении Красной армии, и крепёжные элементы подсумка».

По словам специалиста-поисковика, из-за того, что в этом районе почва является ультракислой, мелкие кости уже практически в ней растворились за прошедшие семьдесят лет. «Однако удалось рассмотреть некоторые особенности сохранившихся костей, – поделился своими наблюдениями Галицкий. – Четко видно, что этот человек имел прижизненную травму левой голени, из-за которой должен был сильно хромать. Видно, что сломанная кость срослась неправильно. Погиб он на поле боя явно летом, потому что никаких остатков теплой одежды не обнаружено». Такие, казалось бы, неважные детали, по словам поисковика, имеют большое значение, потому что часто помогают после тщательных поисков точно установить имя погибшего.

В тех боях полегло очень много бойцов, тела которых оказались довольно неглубоко под землей. Сейчас в этих местах была проведена вырубка леса, грунт потревожили, и кости вновь стали появляться на поверхности земли.

Как считают многие историки, только в сражениях в районе Аувере и под Синимяэ погибло порядка 200 000 солдат с обеих сторон. По некоторым данным, лишь в братской могиле Синимяэ захоронено более 7 000 солдат и офицеров.

«Перезахоронить нам удалось почти 900 солдат, это вот здесь, на братской могиле в Синимяэ, – сообщал в 2018 году порталу ERR  руководитель клуба «Отсинг» Игорь Седунов. – Более 300 немецких солдат найдено, и они переданы Народному союзу Германии для захоронения. Из такого количества погибших красноармейцев установлено около 25 имен».

Тогда же поисковиками была высказана мысль, что может понадобиться труд несколько поколений, чтобы поднять останки всех погибших солдат в районе Аувере и Синимяэ.

Повод хорошо подумать

Найденные читательницей «НГ» Натальей останки, считает Даниил Галицкий, это еще один повод задуматься о том, что такое война, особенно в нашей сегодняшней ситуации. «В свете того, что сейчас предлагается сделать с памятниками прошлой войны, надо напомнить, что нормальные люди не делают разницы между погибшими солдатами одной армии и другой, каждый из них должен быть захоронен, как полагается, – уверен поисковик. – Точно так же, как и не надо воевать с памятниками, это лишь вехи нашей общей истории. Их уничтожение лишь приведет к переписыванию истории, и наши потомки в результате получат совершенно искаженное представление о прошедших временах».

Действительно, как уже сообщают СМИ, например, оппозиция Таллиннского горсобрания инициировала законопроект, в котором предлагает убрать в музей все расположенные в столице советские военные памятники. А некоторые партии Эстонии даже призывают избавиться от таких памятников по всей Эстонии.

«НГ» уже ранее писала, что по данным Департамента защиты памятников истории и культуры Эстонии, в нашей стране государством охраняется всего три монумента советского времени.

По информации, которую специально подготовил для нашего издания старший инспектор по охране памятников старины в Нарвской городской управе Нарвы Мадис Туудер, всего на территории города Нарвы находится 8 памятников, связанных со Второй мировой войной, причем два из которых – мемориальные доски на стенах домов.

Ни один из них не находится под охраной государства. Но, сообщает Туудер, есть в Нарве одна могила под охраной государства, которая отмечена одним памятником. «Возможно, памятник не находится под отдельной охраной, но мы обычно рассматриваем могилу и надгробие вместе как «единый объект», – пояснил старший инспектор по охране памятников старины.

Речь идет о Братской могиле, расположенной на 5-й линии оврага, по адресу Садама теэ, 9, где расположен 5 равелин бастионной зоны Нарвы. Там, по разным оценкам, захоронено от 400 до 22 000 человек.

Снос памятников пока не обсуждался

По информации Туудера, перенос или демонтаж памятников на официальном уровне (уровень города) не обсуждался. «По крайней мере мне такой информации не поступало, – пояснил он. – Я слышал, что некоторые люди предлагали перенести эти памятники, но, насколько мне известно, эти предложения официально не обсуждались. Ни один человек не обращался ко мне с такой идеей».

На вопрос о том, что надо будет сделать с захоронениями под памятником, если его все-таки будут сносить, старший инспектор по охране памятников старины ответил, что насколько известно, могилы находятся только под одним памятником. «Если было бы принято решение о сносе памятника, могилы нужно сохранить и не трогать, – сказал Туудер. – К могиле следует добавить дополнительную табличку о том, кто на самом деле там похоронен и сколько там было захоронено. Официальная трактовка истории в Советском Союзе искажалась и скрывала реальную картину и количество захороненных там людей. Такая пояснительная табличка может быть, даже если нынешнее надгробие (памятник) останется».

Как сообщило 31 мая ERR, четыре самоуправления Эстонии – Отепя, Тарту, Ныо и Тюри – подали ходатайства о переносе советских военных памятников и перезахоронении останков. Такая деятельность регулируется Законом о защите военных могил. Никаких решений пока не принято.

По закону расходы на перезахоронение оплачивает Министерство обороны или правительство. В Эстонии насчитывается 150 могил советских солдат, похороненных за пределами кладбищ.

Александр МЯСОЕДОВ
Читать на ту же тему
1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *