Айн Сеппик в 1995 – 1997 годах занимал пост генерального директора Департамента полиции, в 2002 – 2003 годах был министром внутренних дел. Дважды избирался депутатом Рийгикогу. Сейчас он является депутатом Таллиннского городского собрания, заместителем председателя реформистской фракции в горсобрании, но на выборах в Рийгикогу баллотируется в Ида-Вирумаа.
Наш регион Айн Сеппик прекрасно знает ещё с 80-х годов, когда был судьёй Верховного суда Эстонии и в этой роли курировал районный и городской суды Кохтла-Ярве. Позже, руководя всей полицией Эстонии, он неделями не появлялся в своём рабочем кабинете в Таллинне, работая на Северо-Востоке. В 90-е годы криминогенная обстановка здесь была очень сложной. На фоне полного развала экономики и бедности населения регион делили между собой преступные группировки.
Тогда ситуацию удалось изменить кардинально. Даже пограничная Нарва стала вполне спокойным и безопасным для жителей городом. Конечно, преступность здесь не исчезла совсем. Но теперь жителей беспокоят не бандиты на улицах.
Коррупция бьёт по карману каждого жителя
Многих теперь больше волнует, насколько честно представители власти расходуют бюджетные средства, действительно ли при принятии решений они исходят из интересов жителей. Ведь человек, который каждый день честно трудится на своём рабочем месте, вправе рассчитывать, что налоги, которые взимает с него государство, идут на ремонт дорог, на содержание детских садов, на благоустройство города, и ни цента не оседает в чьих-то карманах. Многочисленные коррупционные скандалы последних лет в Нарве посеяли в людях серьёзные сомнения в том, что здесь всё действительно честно и прозрачно. Под подозрением в коррупции были и чиновники, и депутаты, и связанные с городскими заказами предприниматели.
– В двух случаях в суде удалось доказать виновность депутатов Нарвского городского собрания, – напоминает Айн Сеппик. – Депутат прошлого созыва Александр Моисеев отсидел срок за дачу взятки полицейскому. Депутата нынешнего созыва, руководителя дорожной комиссии горсобрания Фёдора Овсянникова и бывшего вице-мэра Андрея Филиппова суд низшей инстанции также признал виновными, но они обжаловали приговор. Совсем скоро снова должен состояться суд по этому делу.
Нет смысла перечислять все дела, которые были возбуждены правоохранительными органами против высокопоставленных чиновников в Нарве. Важнее даже не конкретные фамилии, а общая атмосфера вокруг власти.
– Знаете, как говорят в экономических кругах в Таллинне, чтобы никого не обидеть: Нарва – очень закрытый город, – рассказывает Айн Сеппик. – Я считаю, жители должны понимать, во что им обходится эта закрытость, отсутствие однозначных, прозрачных правил для бизнеса. Это, прежде всего, означает, что все товары и услуги в городе становятся дороже для его жителей. Проходя через кассу, например, в торговом центре, вы платите не только за товар, вы компенсируете владельцам затраты на строительство, на покупку земли… Всё это, естественно, вложено в стоимость аренды помещений, а эта стоимость уже закладывается в цены товаров в магазине. Если в городе действуют какие-то коррупционные схемы, вести в нём бизнес становится дороже, а значит, и жизнь в городе становится дороже. В Нарве, очевидно, проблемы с коррупцией были в прошлом, остаются и сейчас.
“Я здесь, чтобы у людей был выбор”
Не имея право называть конкретные фамилии, Айн Сеппик рассказывает, что некоторые люди, которые в 90-е годы значились в списках подозреваемых по различным делам в Центральной криминальной полиции, теперь уважаемые люди в Нарве, оказывающие влияние на власть.
– Конечно, я рад, что люди оставили свои прежние занятия и стали законопослушными гражданами, – говорит Айн Сеппик. – Но нужно быть готовым, что в некоторых случаях это может оказаться не так. Поэтому очень важно, чтобы власть была прозрачной для людей. Проблемы не в конкретных людях, а в том, что порой складывается монополия на власть. Как говорится, абсолютная власть коррумпирует абсолютно. Поэтому и нужна демократия, система смены власти. И поэтому я здесь – чтобы у людей был выбор. Можно снова выбрать центристов, проголосовать за Яну Тоом, которая вряд ли выберется в эстонский парламент из Брюсселя. А можно за меня или, например, за Дениса Бородича.
“ВП”