Явка на выборах в Нарве существенно выросла в сравнении с 2019-м. Фото: Роман Викулов

Набравший в Нарве больше голосов, чем другие кандидаты на выборах в Европарламент, Михаил Кылварт прокомментировал «НГ» итоги своего «соперничества» с Яной Тоом. Занявший второе место по уровню поддержки нарвскими избирателями Айво Петерсон никакого комментария по поводу своего результата на выборах общественности через адвокатов не передал.

Миксер получил от Нарвы 4 голоса
Абсолютное большинство политиков, получивших по итогам голосования право на кресло в Европарламенте, добились этой цели при ничтожной поддержке со стороны нарвитян, проголосовавших на завершившихся 9 июня выборах. За одним исключением.

Больше всех в Нарве голосов – 2 244 – набрал центрист Михаил Кылварт, общий результат которого, 27575 голосов, дал партии мандат. Он у Центристской партии – единственный. Пока не решено, воспользуется ли им сам Кылварт, или в Брюссель поедет другой кандидат. Второй результат среди центристов показала Яна Тоом (14141), в Нарве получившая поддержку 1112 избирателей (третье место в городе).

Находящийся больше года под арестом, обвиняющийся в антигосударственной деятельности Айво Петерсон (Koos) в Европарламент не прошел, хотя по республике за него проголосовало 11503 человек, а в Нарве он был вторым по числу набранных голосов – 1 789.

На четвертом месте в Нарве с 509 голосами – Катри Райк, среди кандидатов от Социал-Демократической партии ставшая по общему результату (2852 голосов) только пятой, не имея шансов уехать в Европарламент, хотя партия заслужила в нем два места.

«Как я могу быть уверен в том, что спецслужбы не могут посмотреть, за кого я проголосовал по интернету? О недоверии электронному голосованию говорят иногда даже большие политики.

Соратница Райк по партии Марина Кальюранд добилась лучшего на этих выборах результата среди всех кандидатов – 45 632 голоса, только 203 из которых – нарвские. По голосам у нее в городе – четвертое место.

На пятом месте в Нарве – Мартин Хельме (EKRE), с 72 голосами. По республике он собрал 17 914 голосов, которых до мандата ему не хватило.

На шестом – Юри Ратас (Isamaa), 62 голоса, по республике – 33 618 голосов, позволившие ему стать депутатом.

 

 

Добившийся евродепутатства Рихо Террас (Isamaa), 23 908, собрал только 17 нарвских голосов.

Также прошедший в Европарламент реформист Урмас Паэт (35 578) получил поддержку 38 нарвитян.

Яак Мадисон (EKRE) поедет в Европарламент благодаря 32 867 избирателям, из которых только 29 – нарвские.

На также попавшего в Европарламент от соцдемов Свена Миксера (9 995 голосов) в Нарве проголосовало всего лишь 4 человека.

Нарвитяне голосовали не активно, но лучше, чем 5 лет назад
Явка на этих выборах в Европарламент в Нарве была очень низкой – проголосовало 32,4 % от имеющих право голоса нарвских граждан Эстонии (по ЭР в целом явка – 37,6 %, а, например, в Таллинне – 47%, в Тарту – 51,3%), но все-таки активность была значительно выше, чем 5 лет назад. В 2019-м явка в приграничном городе составила всего 18,9 %.

На завершившихся в воскресенье выборах в Нарве активность была выше, чем, например, в Кохтла-Ярве, где проголосовало 29,6 % избирателей.

Полного доверия к электронным выборам нет
Многие предрекали в Нарве настоящий триумф Айво Петерсону, раза в два большую поддержку, чем та, которую он получил. Но общий результат скандального политика на выборах (3,1 % голосов) довольно точно соответствует тому, который можно было ждать, опираясь на социологические опросы, проводившиеся до начала голосования.

Мнение, что за Петерсона многие просто побоялись голосовать, считая, что власти могут узнать о таком выборе, определив его в неблагонадежные граждане, в «черный список», не кажется убедительным.

 

 

Люди все-таки верят в то, что на выборах обеспечивается тайное голосование, во всяком случае на избирательных участках. Абсолютное доверие электронному голосованию есть все-таки далеко не у всех.

Например, нарвский энергетик Владимир сказал «НГ», что, решив отдать свой голос Петерсону, предпочел сделать это, заполнив бюллетень по-старинке.
«Как я могу быть уверен в том, что спецслужбы не могут посмотреть, за кого я проголосовал по интернету? О недоверии электронному голосованию говорят иногда даже большие политики. Как мы, простые люди, можем знать наверняка, что там все надежно, все голоса доходят по-честному, а данные голосовавших не установить? Я не хочу думать обо всем этом, поэтому просто пошел на участок и проголосовал там», – сказал «НГ» Владимир.

По его словам, он, хотя и читает о том, что пишут о деле Петерсона, не понимает, в чем именно его обвиняют, подробностей обвинения не знает, а голос свой отдал ему потому, что тот – за отмену санкций в отношении России, за налаживание с ней отношений, а все остальные эстонские политики и партии занимают противоположную позицию.

«Результат Петерсона должен учесть суд»
Член правления, один из трех сопредседателей партии KOOS Эдуард Федотов, занимавшийся избирательной кампанией также являющегося сопредседателем KOOS Айво Петерсона, сказал «НГ», что, по его мнению, результат последнего на выборах обязательно должен быть учтен судом.

 

 

«Суд должен учесть, что народ поддерживает этого человека, то, что Айво Петерсон набрал больше трех процентов от всех голосов. Это один из самых популярных кандидатов на этих выборах», – сказал Федотов.
По его мнению, избиратель из множества тезисов кандидата Петерсона, прежде всего, поддержал тот, что средства, направляемые на вооружение, нужно тратить на развитие.

По словам Федотова, он не может поделиться реакцией Айво Петерсона на результаты выборов, так как на этой неделе судебные заседания по его делу проходят в закрытом режиме, и даже через адвокатов ему передать общественности пока ничего не удалось.
«Сам я могу общаться с Айво только на судебных заседаниях», – сказал Федотов «НГ».

«Конкуренции с Яной Тоом не было»
Добившийся мандата центрист Михаил Кылварт очевидным образом забрал великое множество голосов Яны Тоом, которые достались бы ей, не участвуй председатель партии в выборах. В 2019-м Кылварт в Европарламент не избирался, и Тоом тогда стала безусловным лидером партийного списка, получив поддержку 26990. У второго по числу голосов Игоря Грязина их было 10320.

В интервью «НГ» Михаил Кылварт сказал, что сюжет его конкуренции с Тоом не был заложен в кампанию ЦП.

 

 

«Конкуренции не было. Скорее – наоборот. В том числе в Нарве мы вели избирательную кампанию вместе, работая на результат Центристской партии. У партии непростые времена, и мы должны были доказать, что у нас есть поддержка, есть избиратель. Цель была достигнута. Мы выступили не хуже, чем в 2019 году, несмотря на множество недавних кризисов, череду предательств – уходов из партии, переворот в Таллинне», – отметил Кылварт.

По его мнению, центристы до сих воспринимаются избирателем как единственная политическая сила в Эстонии, нацеленная на консолидацию общества.
В эту среду Михаил Кылварт сказал «НГ», что партия пока не определилась с тем, кто поедет в Брюссель. Сам он, вероятно, от этой возможности откажется, говорил Кылварт ранее прессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *