По распоряжению государственного секретаря Эстонии создана рабочая группа Госканцелярии – она сосредоточится в своей работе на надгробиях и памятниках, на которых изображены “символы оккупационной власти”.
Государство решило разобраться с памятниками
Советник правительства по СМИ Евгения Вяря информировала «Нарвскую Газету» о том, что “данная рабочая группа, сформированная при Государственной канцелярии, соберет всю информацию об имеющихся в Эстонии надгробиях и памятниках, на которых изображены символы оккупационной власти, и выработает решение по их переносу и замене надгробий нейтральными”.
Руководитель рабочей группы Аско Кивинук считает поставленную перед рабочей группой задачу сложной и нуждающейся в основательной подготовке. “Задачей рабочей группы является убрать из публичного пространства надгробия и памятники, на которых изображены символы оккупационной власти, или заметить их нейтральными обозначениями. Для этого нужно составить список надгробий и памятников, несущих на себе оккупационную символику, и выяснить, кому они принадлежат. Также нужно составить анализ правовых оснований, позволяющих перенести или убрать памятники, и, наконец, начать достойный и уважительный процесс по очищению от них публичного пространства Эстонии. Все это требует времени”, – сказал Кивинук.
В эстонском публичном пространстве имеется от 200 до 400 памятников и надгробий, по поводу которых не существует единой, полной и исчерпывающей базы данных, и Государственная канцелярия занимается ее составлением. Далее, по утверждению руководителя группы, необходимо будет выяснить владельцев памятников, то есть тех, на чьей земле они расположены. Это может быть государство, местное самоуправление, а также частное лицо или фирма.
Мэр Нарвы сказала, что у городского собрания нет интереса обсуждать тему переноса памятника, и у горуправы нет плана этим заниматься. «В Нарве есть гораздо более важные и болезненные вопросы — это рост цен на электроэнергию, отопление и другое», – считает мэр Нарвы».
Также нужно будет проанализировать юридическую сторону – при помощи каких процедур можно при тех или иных условиях освободить публичное пространство Эстонии от надгробий и памятников, на которых изображены оккупационные символы.
«Рабочая группа находится почти в самом начале пути, предстоит как составление списка памятников, так и правовой анализ. С обоими этими процессами не хотелось бы необоснованно спешить в ущерб качеству», – добавил Аско Кивинук.
Рабочая группа при Государственной канцелярии дополнит комиссию по военным захоронениям, работающую при Министерстве обороны, которая занимается исключительно перезахоронением военных могил, расположенных в публичных местах, но не сосредоточена в своей деятельности на переносе или устранении надгробий и памятников с оккупационной символикой.
По словам руководителя рабочей группы, в последнее время в СМИ идет обсуждение темы неподобающих памятников, поэтому он призывает “всех, на чьей территории расположен памятник с оккупационной символикой, владелец которого хочет его убрать, сообщить о своем желании по адресу: monumendid@riigikantselei.ee”.
Аско Кивинук утверждает, что в публичном пространстве Эстонии не место надгробиям и памятникам, на которых изображены символы оккупационной власти. «Но мы будем заниматься этим вопросом взвешенно, уверенно и достойно», – сказал он.
Страсти вокруг Нарвского танка
С недавнего времени в информационном пространстве Эстонии очень активно муссируется тема так называемого нарвского танка — памятника, отсылающего к военным событиям 1944 года, когда Красная армия освобождала Нарву от оккупационных войск фашистской Германии.
Сегодня раздаются призывы убрать этот танк из поля всеобщего обозрения, как символ советской оккупации Эстонии. В противодействие этому все возрастающему инфодавлению на местном нарвском уровне делаются попытки официальным образом зафиксировать волю жителей города оставить памятник «Танк» в покое.
Любопытно, что тут определенным образом совпадают как общественное городское мнение, так и позиция Нарвской управы, по словам мэра Нарвы Катри Райк.
Общественный деятель Нарвы Михаил Паншин, собравший 2500 подписей с требованием провести среди жителей города опрос о судьбе танка, передал их в горуправу.
По мнению мэра Нарвы, она не видит особого смысла в проведении опроса нарвитян — их мнение уже известно. Райк сказала «Нарвской Газете», что у городского собрания нет интереса обсуждать тему переноса памятника, и у горуправы нет плана этим заниматься. «В Нарве есть гораздо более важные и болезненные вопросы — это рост цен на электроэнергию, отопление и другое», – считает мэр Нарвы.
Александр Мясоедов