Нарвитянин рассказал «ВП» о своей поездке в бунтующий Луганск

 

Нарвский общественный деятель Андрес Вальме посетил удерживаемый повстанцами украинский Луганск накануне того, как силовики призвали жителей этого города, а также Донецка покинуть города в преддверии масштабного наступления. Впечатления от увиденного на Украине Вальме выражает кратко: «Сюр!»

 

Нарвитянин рассказал «ВП» о своей поездке в бунтующий Луганск

 

В поисках «бандеровцев»

Руководитель некоммерческой организации «Эстонский военный мемориал» Андрес Вальме неоднократно поднимал вопрос о необходимости приведения в порядок превратившегося в болото исторического кладбища украинских националистов в нарвском Сийвертси, пытался найти тех, кто взял бы на себя финансирование дренажных и прочих работ, но все тщетно. После победы украинского Майдана общественник обратился через прессу непосредственно к украинским националистам, «бандеровцам», призвав их облагородить могилы единомышленников, предшественников, что также не дало какого-либо результата.

Говоря о том, что его заставило отправиться на Украину, Андрес Вальме отмечает, что надеялся на месте найти поддержку идеи восстановления кладбища у новой украинской власти, у общественных и политических организаций.

Вальме сказал «ВП», что в какой-то степени ему удалось реализовать задуманное.

«Довелось ли мне встретить на Украине настоящих бандеровцев, которые вдохновились бы этой идей и предложили конкретную помощь? Нет. Но, само по себе то, что я пообщался с очень многими общественно активными людьми, которые теперь знают о находящемся в забвении украинском кладбище в Нарве и считают важным найти решение проблемы, уже дорогого стоит. Например, журналисты Первого национального телеканала пообещали снять сюжет о кладбище, что должно стать серьезным толчком для продвижения этой проблематики», – говорит Вальме.

Отвечая на вопрос, что именно привело его на территории, контролируемые повстанцами, в частности, в Луганск, Андрес Вальме сообщает, что им двигало желание понять происходящее там на основе личных впечатлений, а не сообщений СМИ. «Тематика гражданской войны, последовавшей за революцией 1917-го, меня всегда интересовала, в том числе в профессиональном смысле. Например, нарвское украинское кладбище граничит с кладбищем северо-западников, которое нам удалось привести в порядок. Сравнить ту войну с тем, что происходит на Украине сейчас, не получается, но все-таки у них много общего, – указывает Вальме, добавляя, что разобраться в происходящем он рассчитывал в том числе благодаря личным связям. – Я уже более двадцати лет знаком с Маратом Башировым, исполняющим сейчас обязанности председателя Совета министров самопровозглашенной Луганской народной республики. В начале 90-х, когда я был главным редактором издававшейся в Ижевске газеты «Золотая провинция», Баширов жил в моей квартире некоторое время, да и впоследствии мы с ним общались неоднократно. Когда я планировал визит в Луганск, именно Марат посоветовал мне добираться через Киев, а не через российскую границу».

 

Андрес Вальме рядом с местом взрыва мины на территории одного из заводов Луганска.
Архив Вальме

 

 

Вы не из ОБСЕ?

– Как вообще удалось проехать на мятежные территории? Не было никаких сложностей?

– Без особых проблем. Из Харькова доехал на рейсовом автобусе до Краматорска, что рядом со Славянском. В штабе антитеррористической операции встретил журналистов украинского Первого канала. Там вообще много журналистов собирается, в основном для того, чтобы побывать на месте крушения малайзийского «Боинга». Потом на частнике добрался до Северодонецка, еще в июле контролировавшегося вооруженными силами Луганской народной республики, а в конце месяца взятого силовиками. Частный транспорт — там самое удобное, можно сказать, единственное, средство передвижения: пассажиров берут практически все, за небольшие деньги. На большинстве машин наклейки «внутри дети». Так, судя по всему, обыватели пытаются вызвать к себе особое отношение людей с оружием. Поездки сопровождала канонада, объезжали воронки, но боевые действия велись вдали и непосредственной угрозы не представляли. В Северодонецке остановился в гостинице, заплатив за ночь около 10 евро, а наутро был разбужен депутатом местного самоуправления, а также помощником депутата Верховной Рады. «Вы не из ОБСЕ?», – спросили они. Как выяснилось, накануне неизвестными в военной форме был похищен мэр города и его заместители.

Вальме предложил депутатам Северодонецкого городского совета обратиться к членам Эстонско-украинской парламентской группы и председателю комиссии по международным делам эстонского парламента с просьбой дать правовую оценку, с точки зрения европейского законодательства, факту похищения мэра Валентина Казакова, заместителей городского головы Евгения Халина и Владимира Кравченко. Что и было сделано.

Отметим, что до сегодняшнего дня руководители города не найдены, а помимо версии, согласно которой их похитили для того, чтобы добиться чего бы то ни было незаконного, возможно, с помощью пыток, есть другая. Местная газета «Северодонецкие страсти» предполагает, что их исчезновение было «попыткой скрыться от правосудия, очевидно, из-за пособничества Луганской народной республике», информируя, что по данным не называемого источника руководителей видели в Харькове.

«Потом заехал в город Счастье, а затем, преодолев два блокпоста, прибыл в Луганск. На всех блокпостах — украинские флаги, их в зоне антитеррористической операции вообще очень много — власть старается обозначить свое присутствие. Разговор с военными был напряженный, их особенно интересовало наличие аудио- и видеоаппаратуры, но в целом все прошлом нормально», – рассказывает Вальме.

 

Нарвитянин рассказал «ВП» о своей поездке в бунтующий Луганск

30 или 80?

– Каков уровень поддержки Луганской народной республики среди местного населения, участия местных жителей в противостоящем силовикам ополчении?

– В Северодонеце мне говорили, что среди тех, кто воюет, местных всего 30 процентов, остальные — россияне. В Луганске все мои собеседники утверждали, что местных жителей в ополчении никак не меньше 80 процентов. Насколько я могу судить по своему опыту общения с жителями Луганска в течение всего двух дней, большинство обывателей поддерживают самопровозглашенную республику. Но тут вот какой интересный момент. Когда я покидал ее, наблюдал, как люди, только что ругавшие украинскую власть и на словах являвшиеся патриотами Луганской республики, сразу после пересечения условной границы и встречи с военными меняли кардинально свою позицию, говорили, что ждут не дождутся прихода силовиков, которые принесут им спокойную жизнь в составе Украины. Где они были искренни, я не знаю.

– Какая обстановка в самом Луганске? Насколько там было опасно находиться?

– Я ни разу не был в зоне обстрела, хотя выстрелы гранатометов там звучат постоянно. Бывало, видел свежие воронки, то есть там, где их не было накануне. Постоянно обстреливаются заводы, в результате чего производства закрываются, а тысячи людей остаются без работы. Рассказывали, что много школ пострадали от обстрелов. С электричеством перебои, но с продуктами все более-менее в порядке, и цены не высокие.

 

Нарвитянин рассказал «ВП» о своей поездке в бунтующий Луганск

 

Будто нет войны

– Можно ли сказать, что луганчане подавлены идущей в городе войной, стараются не показываться на улицах лишний раз?

– Самое удивительно, что нет. Это вообще сюр какой-то, но в то время, как где-то звучат выстрелы и взрывы, люди совершенно спокойно могут сидеть во дворах, общаться на отвлеченные темы, шутить, играть с детьми. Все это кажется абсолютно нереальным.
Я общался там с одной женщиной, которая отказывается покидать постоянно попадающий под обстрел дом потому, что у нее важные дела: нужно помидоры консервировать, «еще три банки осталось». Очень много, конечно, страшных историй рассказывается. Например, как хоронившие близкого человека люди, после того как взрывы раздались рядом с моргом, прятались в холодильном помещении среди трупов.

– Как прошла твоя встреча с Маратом Башировым?

– Нам встретиться не удалось, его в эти два дня не было в Луганске. И я, скорее, рад этому. На обратном пути украинские военные интересовались тем, «что я делал на оккупированной территории», и допрашивали бы, возможно, до сих пор, если бы встреча состоялась. Я им пытался объяснить, что формально никакой оккупированной территории на Украине нет, так же, как и войны; есть, как они сами называют, антитеррористическая операция. Но с военными лучше не спорить, конечно. Заполнил анкету и благополучно вернулся в Киев. Кстати говоря, именно в те дни, когда я там отсутствовал, был разогнан Майдан. Я не знал об этом, когда отправлялся на его место, и был очень удивлен отсутствию палаток.

 

Нарвитянин рассказал «ВП» о своей поездке в бунтующий Луганск

 

«Инвестируйте в Украину!»

– Какое общее впечатление у тебя осталось от недельной поездки на Украину, в Луганск?

– Лично я уверен, что все в скором времени закончится, и Украина заживет нормальной жизнью, останется единой. Стороны конфликта обязательно договорятся. Главное – не мешать им, а создавать условия для переговорного процесса. Очень важно то, что в том же Луганске у власти в местном самоуправлении находятся фактически те же люди, которые были там при Януковиче, это такие депутаты, чиновники старой школы, хозяйственники, которым война не выгодна ну никак, которые хотят мира, но на приемлемых условиях.
Очень важно найти решение до зимы, которой в Луганске очень опасаются. Все-таки городу в ее условиях угрожает настоящая гуманитарная катастрофа, даже если военные действия не станут более интенсивными.

– Какой бы ты вывод сделал для Эстонии в связи с тем, что видел на Украине? Чем она может помочь?

– Я бы посоветовал эстонским предпринимателям инвестировать средства в украинскую экономику. Сейчас там стоит все очень дешево, а решительный рост, я уверен, будет очень скоро, то есть, когда все успокоится.

 

Наша справка:

В самое ближайшее время Андрес Вальме надеется в сотрудничестве с украинскими и нарвскими бизнесменами и журналистами выпустить специальный номер информационной газеты для жителей Луганска. Предполагается что газета, тиражом 50 тысяч экземпляров проинформирует о самых насущных проблемах и гуманитарных вопросах – от деятельности коммунальных служб до порядка работы пунктов временного переселения для них на территории Украины, а политической ситуации в регионе касаться не будет. Издание хотят выпустить в формате «вопрос-ответ», напечатав, возможно, в Киеве.

 

Роман Викулов

 

 

Страница Андреса Вальме в Facebook, где выложено много фото из поездки на Украину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *