Весной заметно больше людей стремится приехать на кладбище, чтобы навести порядок на могилах своих родственников. У людей возникают самые разнообразные вопросы, которые “Виру Проспект” собрал и переадресовал руководителю целевого учреждения “Вайвараские кладбища”, в ведении которого находится и кладбище Рийгикюла.
Уходя с работы, сотрудники кладбища закрывают ворота, чтобы водители не ездили по кладбищу без разрешения смотрителя. Николай Андреев
ЦУ “Вайвараские кладбища” управляет тремя местами захоронений: кроме кладбища в Рийгикюла это комплекс из двух кладбищ, одно из которых находится на территории Силламяэ, а второе – рядом с ним, в Синимяэ, уже на территории волости Вайвара. В совет учреждения входят по два представителя от муниципальных властей Нарвы, Силламяэ и волости Вайвара. А постоянное руководство осуществляет единственный член правления ЦУ – Анти Каллам.
В Рийгикюла всё теснее
– Господин Каллам, в прессе не раз поднимался вопрос о том, что на кладбище в Рийгикюла практически нет свободных мест. Кладбище находится на территории волости Вайвара, но хоронят там в основном жителей Нарвы. Город и волость вели переговоры, чтобы как-то расширить возможности кладбища. Пришли ли к какому-то решению?
– Старались найти места для расширения кладбища, но так и не нашли. Рядом есть свободный участок, но у волости на него совсем другие планы. Пока есть возможность хоронить только в тех границах кладбища, которые обозначены сейчас. Мы стараемся найти внутренние резервы, так сказать. Ближайшие лет 10-15 будет самый напряжённый период. Потом – станет легче. Миграция населения в Нарве сейчас уже не такая большая, как раньше, и появляются семейные, фамильные участки, где мы проводим захоронение в старые могилы. На кладбищах в Силламяэ и Синимяэ уже годами новых мест почти не выдают, хоронят в старые могилы, конечно родственников, а не чужих людей.
– Через сколько лет можно хоронить в старую могилу?
– Как минимум, через 20 лет. Но может оказаться, что и через 20 лет невозможно – это зависит от долговечности материала гроба. По закону, глубина могилы должна быть не меньше 1,5 метров. Если новый гроб поставить на старый, он окажется выше. А если гроб истлел, то можно делать новое захоронение. Если же на участке захоронен прах в урне, то таких ограничений нет, можно делать захоронение рядом хоть на следующий день.
– Кстати, об урнах с прахом. Не возникала ли идея создания колумбария, как это принято в Западной Европе?
– Мы думали об этом, но ситуация сейчас такая: на всех наших кладбищах – 900-1000 захоронений в год, из них 800 в Рийгикюла. При этом, в урнах там только 30 захоронений в год. На кладбищах в Синимяэ и Силламяэ даже больше – около 40 в год. В Таллинне есть похожее кладбище, где примерно треть захоронений в урнах, но в 90% из них – прах эстонцев. Русские, православные (в том числе и эстонцы) предпочитают традиционные могилы. В Рийгикюла урны с прахом захоранивают на своём участке, ставят памятник, и захоронение выглядит почти как обычная могила, только меньше. Место для неё найти гораздо легче. В Силламяэ на будущее запланирован колумбарий. В принципе, в Рийгикюла тоже можно найти для него место, но он пока просто не нужен.
– Строительство крематория в наших краях не планируется?
– В Эстонии всего три крематория – в Таллинне, Тарту и Йыхви. Крематорий у нас пока не имеет экономического смысла.
Анти Каллам отвечает за три кладбища: в Синимяэ, в Силламяэ и в Рийгикюла. Николай Андреев
Похороны: официальные ответы
– Сколько стоит погребение на кладбище Рийгикюла?
– Подробный прейскурант можно посмотреть на сайте kalmistud.ee. Обычное погребение – от 80 до 150 евро, цена очень зависит от размеров гроба. Срочные похороны дороже, захоронение урны намного дешевле – всего 40 евро.
– Какова процедура, когда приходится обращаться на кладбище в случае смерти родственника?
– Сначала нужно получить справку о смерти в загсе. Мы работаем с одним электронным регистром, поэтому, если в загсе не оформлена смерть, мы не можем устроить похороны. Также нужно взять свой документ; если есть, хорошо бы захватить договор об использовании участка на кладбище. Если участка нет, тогда можно сначала пойти на кладбище и там со смотрителем найти место для могилы, а после уже идти в офис. Сам офис находится в Нарве на ул. Пушкина, 25 А, рядом с торговым центром Fama.
– Есть ли возможность рядом с могилой забронировать место для ещё одной могилы, например, чтобы похоронить рядом с умершим его супругу в будущем?
– Обычно нельзя, только в особенных случаях. Если есть, например, пара пожилых людей, один из которых умер, а второй хочет забронировать себе место. Тогда можем пойти навстречу. Или если, например, на свободной территории нельзя выкроить два одноместных участка, но можно – один двухместный участок, поскольку он занимает меньше места. Тогда можно взять двухместный. Плата за бронирование – 13 евро в год, она взимается, только пока это место пустует. Если кого-то захоронили, тогда уже платить не надо.
– Вы упомянули договор на участок на кладбище. Что это за документ?
– Договор заключается со всеми пользователями участков, в том числе и старых, где хоронили, например, в 80-е годы. Договор означает, что вы отвечаете за этот участок, содержите его в порядке. Если кто-то хочет произвести захоронение на этот участок рядом со старым гробом или сверху – это будет возможно только с вашего разрешения. Конечно, большая часть старых участков ещё не оформлена таким образом. Закон о кладбищах, который этого требует, приняли пару лет назад. Договора нужно заключить в течение 10 лет. Сейчас у нас есть договорённость с фирмами, которые работают на кладбище, что перед началом любых работ на старом участке мы оформляем договор на этот участок. Просто были случаи, когда фирмы устанавливали памятник или опалубку, а потом оказалось, что родственники между собой ссорятся, и часть семьи заказала работу без разрешения другой части семьи.
– Установку памятников и другие работы, не связанные непосредственно с захоронением, делают сотрудники кладбища или рабочие сторонних фирм?
– Раньше делали мы, но теперь сосредоточились только на основной деятельности. На кладбище есть стенд с данными тех фирм, в которые мы советуем обращаться. Конечно, люди не обязаны выбирать именно из этих фирм, но их работники знают наши требования, допустимые размеры, и это гарантирует, что ничего не придётся потом переделывать.
Как найти затерянную могилу?
– Читатели рассказывали нам о такой проблеме: люди приехали из России на могилу родственника, но не могли найти её. К кому можно обратиться за помощью в таком случае?
– Лучше всего заранее, до поездки, найти информацию на сайте kalmistud.ee. Он работает на русском, эстонском и английском языках. Здесь можно выбрать нужное вам кладбище в Эстонии и далее с помощью формы поиска найти могилу по фамилии, по датам рождения, смерти или погребения человека. Часть этой базы данных мы получили в рукописных тетрадях, сейчас всё уже в электронном виде, мы работаем над тем, чтобы связать эти данные с картой. Сейчас для части захоронений система уже не только выдаёт номер могилы, но и показывает на карте, в каком квартале кладбища её нужно искать. Также мы планируем поставить щиты с картой непосредственно на кладбище. Но конкретную могилу в квартале нужно искать уже на местности. За помощью можно также обратиться в нарвский офис.
– Можно ли въехать на кладбище на автомобиле, если посетитель не может передвигаться самостоятельно на большое расстояние по состоянию здоровья?
– В принципе, можно. Вообще, если нужно кому-то проехать внутрь кладбища на машине, чтобы отвезти посетителя или, например, надгробный камень, нужно спросить разрешения у смотрителя. Обычно он разрешает. Ворота на кладбище обычно открыты только по будним дням, когда присутствуют работники, идут какие-то работы. В один из сезонов мы оставляли вороты открытыми всё время, но в итоге по кладбищу стал активно ездить различный транспорт. Но так нельзя, это же всё-таки кладбище!
Кто должен наводить порядок между могилами?
– Можно слышать, что посетители жалуются на кучи мусора, которые образуются на кладбище из-за того, что люди выбрасывают мусор не только в контейнеры, но и просто складывают его неподалёку. Сотрудники кладбища убирают такие кучи мусора?
– Это хроническая болезнь. Наши работники всё время убирают мусор, но, к сожалению, некоторые наши посетители, которые не могут два шага сделать до контейнера, создают кучи мусора быстрее, чем мы успеваем их убирать. Надеюсь, люди понимают, что мы можем держать кладбище чистым, в достойном виде только вместе. Мы делаем свою часть работы, хотелось бы, чтобы и посетители бросали мусор в контейнер. Тогда кладбище будет чистым.
– Косить траву рядом с могилой должны родственники или сотрудники кладбища?
– По правилам, участки между могилами, рядом с могилами чистят пользователи, то есть, обычно это родственники. Мы косим траву только на общих участках, например, большие газоны.
– Имеет ли право человек спилить куст или старое дерево рядом с могилой родственника, или это могут делать только сотрудники кладбища?
– Если там действительно только кустарник или сухая трава – можно убрать их самому. Если там дерево, нужно сначала обратиться к смотрителю. Он должен принимать решение. Большие сухие деревья мы убираем сами, чтобы они не упали и не сломали что-то. Но, надо заметить, что мы убираем только опасные деревья. Живое дерево, которое кому-то просто не нравится, мы не имеем права спилить.
– Когда планируете дать воду после зимы?
– Воду включим, когда прекратятся заморозки. Обычно мы делаем это в середине – в конце апреля, но это зависит от погоды. Все трубы – на земле, и мы должны следить, чтобы вода в них не замёрзла. Сейчас ночью ещё заморозки.
– Сейчас, после зимы, к Пасхе и Троице, наверное, стоит ожидать наплыва посетителей на кладбище. Меняется ли что-то в вашей работе в этот период?
– Работы становится больше. Так как народа очень много, больше становится мусора. Мы имеем это ввиду, когда планируем работу. Перед Троицей надо будет заказывать вывоз мусора каждый день. Весной люди больше к нам обращаются. Начинается сезон – люди устанавливают памятники, опалубки, приводят могилы родственников в порядок.
Наша справка:
Контактные данные ЦУ “Вайвараские кладбища”:
Сайт с информацией, бланками, системой поиска могил.
Смотритель кладбища Рийгикюла – София Лаустам, тел. 534 24 096.
Контора в Нарве:
ул. Пушкина, 25а, II этаж, комната 208
тел. 35 78 088
Времена работы: ПН — ПТ, 9.00 — 16.00.
Беседовал Николай Андреев