Два сланцевых гиганта — сланцеперерабатывающий концерн Viru Keemia Grupp и горнодобывающее акционерное общество Eesi Energia kaevandused — испытали потрясения, связанные, как утверждается, с экономическим кризисом, особенно с падением цен на нефть. Но только ли внешний фактор определяет успех работы промышленных предприятий и благополучие работающих на них людей?

 

Сланцехимики зовут людей обратно, у шахтеров — сокращения

ФОТО: Евгений Капов

 

Над VKG рассеиваются тучи

Начальник установок цеха переработки сланца концерна Viru Keemia Grupp Дмитрий Берёзко сегодня доволен: на одну из законсервированных в конце прошлого года фабрик вновь начинают возвращаться люди.

Руководитель службы персонала концерна Viru Keemia Grupp Тэа Алликмяэ рассказала, что заставило предприятие закрыть две старых фабрики, выпускавших высококачественное сланцевое масло, и сократить 300 работников концерна: “В начале ноября у нас насчитывалось 2300 работников. Но потом произошли изменения, и у нас начались сокращения на всех дочерних предприятиях. Были закрыты и два 1000-тонных газогенератора, сокращены работники на шести предприятиях концерна. На 2 апреля у нас осталось 1996 человек”.

Больно ударили по предприятию в конце прошлого года ”новшества”, предложенные бывшим министром охраны окружающей среды реформисткой Кейт Пентус-Розиманнус, предложившей увеличить налоги на охрану природы в условиях, когда на мировом рынке упали цены на нефть. Жадность правительства привела и к запрету добывать на шахте Ояма, принадлежащей концерну Viru Keemia Grupp, количество сланца, необходимое для того, чтобы производство было рентабельным. Все это поставило под угрозу жизнеспособность сланцеперерабатывающей отрасли. Это подтвердила и широко развернувшаяся в Эстонии кампания за сохранение сланцепереработки.

Новый состав парламента и правительства, несмотря на то, что вновь избранными оказались прежние люди, что называется, ”включил голову” и осознав, что наломал немало дров, поставил под угрозу сланцевые отрасли, принял поправки к законодательству, что позволило сланцехимикам немножечко подняться и вновь запустить одну из закрытых фабрик.

Тэа Алликмяэ продолжает: “И вот мы начали вновь принимать людей на все наши дочерние предприятия. Без решений парламента 1000-тонный газогенератор вновь работать не стал бы. Однако я не могу сказать, может это повториться или нет. Но мне хотелось бы, чтобы из тех ошибок, которые были допущены, были сделаны выводы. В жизни случаются ошибки, но надо стараться их не повторять”.

 

Гром среди ясного неба

Если над сланцехимиками небо начало проясняться, то над людьми, работающими в горнодобывающей отрасли, прогремел гром. Концерн Eesti Energia известил горняков о предстоящем сокращении.

”В связи с реорганизацией, повышающей эффективность, количество рабочих мест в Eesti Energia будет к концу года уменьшено примерно на 200, половина из этих рабочих мест связана с выходом работников на льготную или возрастную пенсию. Для поиска новых возможностей трудоустройства сокращаемых работников планируется сотрудничество с профсоюзами, Кассой страхования от безработицы и другими предприятиями региона. В Eesti Energia Kaevandused для работников, которых затронет реорганизация, будет создан фонд поддержки, который позволит ходатайствовать о получении пенсии от предприятия, если до пенсионного возраста остается до пяти лет. У тех работников, которым не удастся найти работу в течение периода выплаты пособия по безработице, будет возможность ходатайствовать о получении от фонда стипендии на переобучение”.

Член правления концерна Eesti Energia Kaevandused и директор шахты ”Эстония” Эрик Вяли дал по этому поводу разъяснение: “На шахте ”Эстония” на сегодняшний день работает 1340 человек. Но в связи с уменьшением потребности в товарном сланце, мы вынуждены уменьшить количество людей, работающих на добыче сланца”.

– Сколько человек попадут под сокращение?

– Эта цифра, на все три предприятия, включая шахту ”Эстония”, карьер ”Нарва” и предприятие логистики, а также управление концерна Eesti Energia Kaevandused — около 200 человек. У нас работают и пенсионеры, расчеты еще идут.

– Пострадает ли в результате сокращения производство?

– Производство абсолютно не пострадает, оно будет еще более эффективно работать. Идет модернизация. Мы инвестируем в развитие шахты ”Эстония” в течение пяти лет более 20 миллионов евро. Мы внедряем новые технологии, обновляем технику. И, к сожалению, за счет внедрения более производительных новых машин уменьшится количество людей.

Председатель профсоюзного комитета шахты ”Эстония” Александр Есипко сказал, что профсоюз с пониманием отнесся к необходимости сокращения работников. По его мнению, виновата в сокращении не только модернизация производства, но и кризис на энергетическом рынке. Это подтверждает и Эрик Вяли: “Мы знаем, что сейчас на рынке энергии во всем мире не самые лучшие времена. И мы держались, но при нынешней себестоимости тонны сланца, которая есть сегодня, мы долго не проживем. Мы должны остановить рост себестоимости и удержаться на этом уровне ближайшие пять лет”.

– Интересно было бы узнать, почему снизилась потребность в сланце?

– Не только потребность в сланце. У нас еще и падение цены нефти. И это повлияло на энергорынок.

На вопрос, из-за чего снизилась в Эстонии потребность в собственной электроэнергии, Эрик Вяли отвечать отказался, мотивируя тем, что это вопрос не к нему. Тем не менее, специалисты, как и профсоюзный работник, утверждают, что виной тому — кабель, который тянули в Финляндию. Ведь по нему электричество может идти как туда, так и обратно. Теперь по нему в Эстонию поступает дешевая электроэнергия, выработанная на финских электростанциях.

“Мы ведь вышли на открытый рынок энергии, у которого свои правила”, — прокомментировал ситуацию Эрик Вяли.

– Ваше мнение по поводу дальнейшего развития сланцедобывающей отрасли?

– Я думаю, спад будет продолжаться не долго, пять лет. Сланец не пропадет, эстонская энергетика основана на сланце. И, чтобы выжить шахтерам, внедряются более эффективные методы. Пенсионеры уйдут на заслуженный отдых. Придут на рынке лучшие времена, вновь будет набор молодых ребят, которых сегодня готовит центр профобразования.

 

Паники нет, помогут сланцехимики

– Настроение работников шахты ”Эстония”, которой вы руководите, не похоже на панику?

– Никакой паники нет. Я только что приехал к вам с шахты, говорил с людьми. Они интересуются нашими решениями о поддержке тех, кто попадет под сокращение. Спрашивают о фонде, который мы создаем. Это фонд помощи людям, попадающим под сокращение. А это, в основном, те, кому немного осталось до пенсии. Предприятие будет платить так называемую фирменную пенсию — ежемесячно 484 евро на человека. Это человек будет получать в течение пяти лет до выхода его на ”нормальную” пенсию. Люди, которые будут искать рабочее место через Кассу по безработице, до момента трудоустройства будут получать от нас 434 евро. На шахте нет какой-либо ”социальной паники”. Люд грамотные: они читают газеты, понимают, что мы работаем в кризисной ситуации. Нам помогут и сланцехимики. Они готовятся к запуску нового современного завода по производству сланцевого масла. Мы встречаемся с руководством их шахты — Ояма, и нас заверили, что наши шахтеры при желании могут прийти на работу к ним на шахту.

 

Евгений Капов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *