Работа таможни на эстонской границе с 24 февраля, после начала военных действий России против Украины, кардинально перестроилась. До этого проверки на выезде делались в основном в отношении коммерческих перевозок. Гражданские же лица, как правило, проверялись со стороны той таможни, где человек входит в страну. «Теперь мы должны очень строго смотреть, что пытаются переправить в Россию»,– говорит руководитель таможенного отдела Налогово-таможенного департамента (НТД) Ээрик Хельдна.
Именно эта часть работы доставляет его коллегам наибольшее количество хлопот – на этих словах главного таможенника Эстонии мы закончили первую часть нашей беседы, опубликованной в прошлом номере «Нарвской Газеты».
А теперь поговорим о том, какие хлопоты это сулит пересекающим границу людям. О запрете на вывоз в Россию электроники дороже 750 евро и предметов роскоши дороже 300 евро, напоминаем, мы уже писали.
– Пакет санкций, который войдет в силу 10 июля, по счету шестой. Запрещенных к вывозу из Эстонии позиций стало теперь такое количество, что трудно будет удержать их в голове даже таможенникам. И все-таки, господин Хельдна, что из этого списка вы хотели бы назвать в первую очередь?
– Под нашим особым контролем любая техника, которая может применяться в том числе и в военных целях. Например, такие приборы ночного видения, как тепловизоры, в обычной жизни ими пользуются охотники. По этой же причине под санкциями оказались радиостанции, генераторы, лодки. Инциденты уже случались: один человек попытался перевезти через границу дорогостоящую моторную лодку, пришлось это пресечь, а лодку вернуть в Эстонию. Если стоимость транспортного средства превышает 50 тыс. евро или, повторюсь, вещь может быть использована в военных целях, вывозить ее запрещено.
– У наших читателей немало вопросов, касающихся денег. Нарвитяне, как известно, имеют обширные родственные связи с жителями России. Соответственно, им потребуются средства на поездку, нужно также привезти подарки, оставить деньги пожилым родственникам. Как вы прокомментируете эту ситуацию с точки зрения ограничений?
– Одно ограничение в вашем примере уже есть: оставлять кому-то деньги запрещено. Сумма, которую человек может взять с собой, зависит от продолжительности и дальности поездки. Если он едет в Петербург на 2 дня и берет с собой 3 тыс. евро, перевозить столько денег мы не позволим. Если едет на один день, и у него при себе 50-60 евро, то ситуация совсем другая.
Санкционный пакет устанавливает, что можно вывозить только необходимые для личного пользования суммы. То есть чтобы доехать до пункта назначения и вернуться. В каждом случае это отдельный разговор на границе, и такие разговоры могут быть очень длительными.
– Однако на некоторых видах транспорта, например, на «Сапсане» по маршруту Санкт-Петербург–Москва появились плавающие цены: если раньше можно было купить билет за 8 тыс. рублей, то сейчас, говорят, в отдельных случаях стоимость билетов может дойти до 60 тысяч. Как быть?
– Больше всего надо быть готовым к тому, что такие вопросы будут задаваться. Если человек уже знает, что из Питера он поедет в Москву, то первый совет – купить билеты заранее. Если это невозможно, поскольку многие российские банки находятся под ограничениями и деньги перевести нельзя, то второй вариант – в качестве ответа на вопрос таможни предъявить распечатку турпредложения или предложения по билетам.
Выезд в Россию с купюрами евро и не только, кстати, евро, сейчас очень сложный процесс. Ограничения касаются любой национальной валюты стран Евросоюза, не использующих евро: это шведские и чешские кроны, польские злотые… Иметь при себе валюту можно только для личного пользования, а также в гуманитарных целях.
– Можно ли вывозить доллары? А рубли?
– На данный момент решения о том, что вывоз доллара на территорию России запрещен, США не принимали. Рубли – это не европейская валюта, то есть можно.
– Освежите, пожалуйста, наши представления о разрешенном пределе перевозимых через границу денег.
– Если сумма превосходит 10 тыс. евро, даже если она в каком-то эквиваленте, ее нужно задекларировать и быть готовым ответить на ряд вопросов, в том числе и о происхождении суммы. Если ее провозит резидент Эстонии, нас как Налогово-таможенный департамент будет интересовать– откуда эти сбережения. Декларация в случае превышения нормы провоза требуется и при вывозе, и при ввозе. Эта обязанность существует вне зависимости от санкций.
Кстати, есть предел и для купюр, вышедших из оборота, например, для эстонской кроны, которую еще можно обменивать в наших банках: их стоимость не должна быть выше 300 евро.
Как и раньше, в Эстонию привозить валюту можно. В то же время я не исключаю, что Российская Федерация в перспективе объявит о запрете на вывоз рублей из страны.
Должен отметить, что при наличии большого количества ограничений пакет санкций был написан, я бы сказал, из общих побуждений. Но проблема, как мы знаем, всегда в нюансах. Поэтому если что-то из объяснений на нашей интернет-страничке остается для вас неясным, пожалуйста, обратитесь в департамент до поездки, это и вас избавит от ненужных эмоций на границе, и поможет нам.
Ведь есть же масса нестандартных ситуаций. Один из примеров: человек собирался в Беларусь (ограничения распространяются и на эту страну), где умер его родственник. И по возвращении должен был взять с собой урну с прахом. Понятно, что в такой поездке расходы выше обычного, мы это обстоятельство, конечно же, учли… И все-таки чтобы избежать продолжительных расспросов на границе, есть смысл написать нам: мне предстоит такая-то поездка, дайте совет, как действовать. Изложенную ситуацию мы всегда рассмотрим и дадим рекомендации.
– Проверки на эстонской границе по-прежнему будут выборочными?
– Да, конечно, они базируются на рисковом анализе. Если проверять все сто процентов, которые перемещаются через пропускной пункт, то, понятно, это будут гораздо более длинные очереди.
И второе – таможня должна быть грамотной. Рисковый анализ учитывает, что говорит пересекающий границу человек, что показывает рентген, как реагирует собака. Самое во всем этом важное – интуиция таможенника; ее никогда не заменит ни один аппарат, ни один робот. И когда мы все эти компоненты соединяем – технические, компьютерные, природные (так назовем вклад таможенника и наших четвероногих помощников), тогда и находим нарушения, неважно, каков их масштаб.
– Но все-таки на этом фоне хотелось бы услышать о крупных разоблачениях – связанных с ввозом запрещенных веществ, например.
– Последняя большая находка эстонских таможенников произошла два месяца назад в порту Мууга. Это также самая большая конфискация наркотиков в Северной и Восточной Европе: 3, 5 тонны кокаина.
– Пешеходную границу с Россией имеют пять стран Евросоюза. В них введены одинаковые ограничения?
– Абсолютно одинаковые, потому что это не санкции нашей страны. Эстония вводит санкции, вытекающие из решений Евросоюза или Совета безопасности ООН, в основном это связано с терроризмом и финансовыми санкциями. Например, одна из санкций запрещает вывозить электронику, электронные компоненты и многое другое в Северную Корею.
– Многие жители Нарвы решали часть своих материальных проблем в России: там можно было «отовариться» подешевле. Успешно пользовались этой, скажем так, привилегией и фирмы. Сейчас это запрещено. Вам как представителю НТД что-то известно о ближайших планах государства по пополнению кошельков эстоноземельцев?
– Очень многое из обсуждаемого на коалиционных переговорах, которые проходят сейчас в нашем государстве, связано с социальной поддержкой населения.
К санкциям это имеет очень отдаленное отношение. Хотя понятно, что они ударят и по одной, и по другой стороне, но наша задача, чтобы больше ударили по России.
Эстонское государство не оставило своих жителей без помощи во время пандемии ковида. Есть такие моменты и сегодня: чуть ли не каждый день из наших СМИ мы узнаем новости, связанные с предложениями министерства финансов и министерства соцобеспечения, многие из этих мер уже действуют.
Но это не связано с работой на границе. Налоговая и таможенная части нашей работы, а также расследования, находящиеся между ними, должны создавать условия, при которых человек платил бы налоги с положительным настроем, потому что он имеет представление, как они используются, и потому что НТД сделал это для него как можно проще.
– Недавно был такой момент, когда Департамент социального страхования известил получателей российской пенсии, проживающих в Эстонии, что вследствие введенных против ряда российских банков санкций им вскоре придется открывать счета на российской стороне и получать пенсию там. Пока, слава Богу, этого не потребовалось. Но если действительно нарвитянин получит свою рублевую пенсию в том же Ивангороде наличными – не будет ли у него на границе проблем?
– Пожалуйста, получайте. Как и раньше, в Эстонию привозить валюту можно. Только не забудьте ее задекларировать, а также будьте готовы ответить на вопросы таможни, если эквивалент вашей суммы по действующему курсу рубля превышает 10 тыс. евро. В то же время я не исключаю, что Российская Федерация в перспективе объявит о запрете на вывоз рублей из страны.
Самая важная вещь, которую я хотел бы сейчас повторить, – если вы едете в Россию, ознакомьтесь с правилами вывоза товаров и денег до поездки. Если сомневаетесь, не будет ли с вашей стороны нарушения таможенных правил – позвоните в департамент. Спорить на границе с таможенником нет смысла. Всегда, конечно, можно обжаловать его действия, написать жалобу, обратиться в суд, если вы считаете, что ваши права нарушены. Но лучше всего этого избежать, чем потом исправлять.
И второе: электроника, чипы, компьютеры, телефоны – не возите это в Россию. Понятно, что на границе у вас будут проблемы.
Контактная информация таможни: +372 880 0814, которая ответит в следующее время: Пн–Чт 9:00–16:30, Пт 9:00–15:30.
С полным списком подпадающих под ограничения товаров можно познакомиться на сайте Налогово-таможенного департамента www.emta.ee
4 комментарии
А в казахстан мне можно с собой валюту провозить?
Да , я еду с прицепом , дом на колёсах мне не нужны билеты…
Как я докажу что я в казахстан еду.