Вчера в Ида-Вирумаа с рабочим визитом побывал министр культуры Индрек Саар. Занимающий эту должность с апреля, Индрек Саар активно продвигает тему внесения изменений в политику Эстонского государства по вопросам гражданства.

Это стало одной из тем, рассмотренных на брифинге, состоявшемся в Йыхвиском концертном доме.

 

Принимать на работу без оглядки на национальность

Индрек Саар (слева): Эстония готова к обсуждению политики в области гражданства,  это доказывают результаты Мониторинга интеграции в Эстонии за 2015 год. Татьяна Завьялова

Вера возросла

Темой гражданства, а вернее, безгражданства,  названное министерство занимается по той причине, что является ответственным за интеграцию в Эстонии. Этот процесс во многом осуществляется через составляемый Министерством культуры план реализации программы по сплочению на 2016-2020 годы (Lõimuv Eesti). За политику в области гражданства  в целом отвечает Министерство внутренних дел.

Как отметил на брифинге Индрек Саар, своеобразный толчок  для внимания к этой теме  министерство получило благодаря результатам интеграционного мониторинга, которые появились летом этого года.

Мониторинг, как следовало из комментариев представителей министерства,  показал, что как для эстоноязычной части нашего общества, так и для русскоязычной понимание важности интеграции, вера в ее возможности в последние годы существенно возросли.

На взгляд министерства, заинтересованность в интеграции подтверждает такой свежий пример: когда Фонд интеграции и миграции «Наши люди»  объявил запись на курсы эстонского языка, где предусматривались средства для обучения 540 человек, за несколько дней на них зарегистрировалось порядка 6 тысяч человек.

 

Вторые после Латвии

В то же время Эстония испытывает не просто трудности, а уже полноценный кризис в вопросе натурализации лиц, имеющих неопределенное гражданство. Если в первые годы   восстановления независимости доля граждан Эстонии в народонаселении постоянно росла (1992 г. – 5421, 1996 – 22 773 человек), то  в последнее десятилетие прибавка составляет не более 1 тыс. – 1,5 тыс. человек.  Если двигаться вперед такими же темпами, то Эстонии потребуется 50-60 лет, чтобы т.н. апатридов в стране не стало. Сейчас же мы занимаем по их количеству второе, совсем не почетное место в Европе. Что же предлагает сделать министерство, чтобы количество граждан росло?

К поиску ответа на эти вопросы некоторое время назад оно пригласило организации гражданского общества, которые в той или иной мере связаны с темой интеграции, а также ряд соответствующих  министерств.

 

Принимать на работу без оглядки на национальность

Языковую инспекцию – “на службу народу”

Сегодня минкульт говорит о двух главных направлениях усилий:  это увеличение числа людей, говорящих по-эстонски, а также работа над сплочением эстонского общества. Кстати, согласно мониторингу, доля жителей Эстонии, считающих наличие эстонского гражданства вопросом личного престижа, заметно увеличилась. При всем том около 20 тыс. эстоноземельцев, у которых нет проблем с эстонским языком и для которых, соответственно, нет сложности со сдачей экзамена, гражданства Эстонии не имеют.

Индрек Саар не скрывает, что в качестве кандидатов на получение эстонского  гражданства государство рассматривает в первую очередь лиц без гражданства, которые, как гласит статистика, составляют пятую часть неэстонского населения страны.

Несколько идей, взятых минкультом на вооружение в результате консультаций с вышеупомянутыми организациями, могли бы способствовать изменению ситуации. Это, согласно Коалиционному договору правительства,  улучшение качества обучения эстонскому языку, в частности, расширение сферы деятельности  Языковой инспекции. Начать, по мнению министерства,  нужно с изменения названия этого органа – грозное слово «инспекция» поменять на что-то более нейтральное, к примеру, «департамент». И изменить содержание самой работы, чтобы у этой структуры была не только контролирующая функция, но и поддерживающая.

 

Помочь работодателю

Еще одна интересная идея: расширить возможности для изучения эстонского языка через помощь работодателям. «У нас очень много фирм, предприятий, которые заботятся об изучении своими работниками эстонского языка, организуют для них курсы и оплачивают их. Мы думаем, что это та тема, где государство могло бы оказать свою поддержку – помочь с преподаванием, если работодатель организовывает сами занятия», – считает Индрек Саар.

Г-н министр отмечает, что в данном случае ставится вопрос не только об обучающих курсах, но и расширении  возможностей для языковой практики. К примеру,  Фонд интеграции и миграции «Наши люди» (MISA) уже начинает предлагать посещение т. н. Клубов культуры, в которых люди могли бы собираться и вместе обсуждать культурные события – пополняя таким образом багаж знаний и одновременно практикуясь в эстонском языке.

Также взято на вооружение предложение о дальнейшем развитии молодежных обменов — когда дети из русскоязычных семей погружаются в эстоноязычную среду и наоборот. Возвращаясь к вопросу изучения эстонского языка, которые организует MISА, министр сказал, что принято решение запланированные на обучение на ближайшие 7 лет финансы (в основном это европейские  средства) использовать в ближайшее время.

Министерство культуры также намерено предложить правительству вернуться к такой хорошо зарекомендовавшей себя практике, как предоставление гражданства за заслуги перед Эстонским государством. В последний раз это было сделано  в 2012 году.

 

Когда «профессия – эстонец»

Следующее, что могло бы предпринять государство для сплочения общества,  касается найма на работу в государственный сектор. «Недавно защищена докторская диссертация на эту тему, которая показала, какое количество людей с т. н. неэстонским фоном работает в государственных структурах, ка- ртинка получилась неприглядная»,- отмечает г-н Саар.

В ходе консультаций Министерства культуры возникло несколько предложений, касающихся непосредственно Закона о гражданстве. В то же время, говорит г-н Саар,  есть необходимость напомнить о нескольких важных, уже введенных недавно изменениях в закон. Начиная с февраля этого года эстоноземельцы,  начиная с 65 лет и старше, имеют возможность сдать  языковой экзамен без письменной части. Начиная с 1 января 2016 года прекратится так называемое воспроизводство без гражданства. Это значит, что дети родителей, не имеющих никакого гражданства, автоматически становятся гражданами Эстонии. При этом у несовершеннолетних лиц гражданство  Эстонской Республики отнять нельзя.

 

Татьяна Завьялова

Наша справка:

Принадлежность к гражданству неэстонского населения Эстонии:
51, 8 % – граждане Эстонии:
23 %- граждане РФ
21,5 % – лица без гражданства
3, 7 — граждане других государств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *