И может, мы принесем ему когда-то цветы...

Снимок из старого альбома: пока директор школы, а вскоре — капитан отдельного гвардейского батальона Богданов Николай Сергеевич.

 

Безвозвратные потери — есть такое выражение в армейской лексике. Для всего нашего родства по материнской линии безвозвратной и невосполнимой потерей стал Богданов Николай Сергеевич, мамин папа.

А потом была война…

Случайно побывав лет десять назад в Казанском районе Тюменской области, где семья мамы жила, когда все они еще были вместе, я узнала, что в школе, которой руководил дедушка, память о нем бережно хранится и даже есть специально посвященный этому мемориальный уголок. Считается, что серьезное школьное образование в этом селе заложил Богданов Николай Сергеевич. Кстати, лично преподававший сразу несколько предметов самого разного свойства. 

А в нашей семье в память о дедушке существует свой мемориал — рассказы мамы плюс несколько чудом дошедших до нас фотографий. И в нем особая ценность Богданова Николая Сергеевича имеет совсем другое происхождение: для мамы он был главным строителем их с сестренкой детского счастья. 

Когда началась война, маме было всего 6 лет, но отдельные фрагменты происходящего отложились в ее памяти на всю жизнь. Как в дом Богдановых собирались сельчане на просмотр диафильмов из их семейной коллекции, как отец проводил волейбольные турниры среди взрослых на волейбольной площадке, которую лично и оборудовал… Как мама и тетя с ликованием примеряли перед зеркалом подаренные им папой беретки. Помнятся и задрапированные иконы в доме директора школы: для живших в семье двух бабушек лишиться их было бы трагедией. 

Отдельного рассказа заслуживает история любви моих дедушки и бабушки — упомяну только, что долгое время они были не более, чем учитель и ученица. А о чувствах своего будущего мужа бабушка узнала только на выпускном этапе — открыв дневник, нашла в нем записку с признанием.

Мария и Николай стали завидной семейной парой, впрочем, им не завидовали, вероятно, потому, что благополучие Богдановых не было эгоистичным, оно щедро распространялось на всю деревню. 

А потом была война… В июле Николай Сергеевич был призван на фронт, в августе у него родился третий ребенок – сын. Но они так и не увидели друг друга: дедушка, как гласит похоронка, пал смертью храбрых. До нас, внуков, подробности этой драмы не дошли, лично я знала лишь то, что дедушка погиб под Сталинградом.

После упомянутой поездки в Сибирь мы сделали запрос в райвоенкомат, из которого призывался дедушка. И довольно быстро получили копию распоряжения Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава: «Известите гр. Богданову Марию Гри- горьевну… в бою за Социалистическую Родину… умер от ран …. 28 сентября 1941 года…» Но всегда хотелось знать больше, хотя бы основное: при каких обстоятельствах погиб, где и когда похоронен. Всегда мечталось положить цветы к месту упокоения. А теперь еще озадачила несостыковка — время гибели сентябрь 1941 года и Сталинградская битва, 42-43 годы…. Удивительно, но узнать истину, породившую новые надежды, нам удалось не по «горячим следам» событий, а сейчас, десятки лет спустя. А все — интернет…

 

И может, мы принесем ему когда-то цветы...

Внешний вид сайта ОБД Мемориал.

 

Не имеющая аналогов

Находясь в Москве на курсах повышения квалификации, я услышала разговор о том, как мои коллеги из других регионов занимаются поисковой работой — по запросу родственников ищут и часто находят сведения о погибших во время Великой Отечественной войны. Оказывается, для этих целей с недавних пор существует российский сайт. Его и использует в своей волонтерской работе жительница Казахстана и мой добровольный инструктор Ирина. Это сайт obd-memorial.ru. Из обращения к пользователям сайта я узнала, что действует он с 2003 года и создан на основе компьютерного банка данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал). Эта работа была проделана под эгидой Министерства обороны РФ, которое, в свою очередь, получило соответствующее поручение президента страны. 

Небезынтересно, что, как сообщается далее, в ходе создания этого интернет-ресурса «проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике“. 

Без особой надежды опять-таки под руководством Ирины прямо на перемене мы ввели в компьютер известные мне данные: фамилия дедушки, имя, отчество, год рождения… Сайт предлагает мне несколько Богдановых Н.С. По счастью, я вспоминаю военкомат, откуда он призывался — Казанский!

И затем следует момент, который я готова с волнением переживать снова и снова: на экране появляется страница учета тех самых безвозвратных потерь. Пожелтевший листок, заполненный чернильной ручкой. «Богданов Николай Сергеевич… Ранение левой стопы с проникновением в живот…» 

Оказывается, война так близко… Это не только фильмы и книги, это реальные истории, лично касающиеся живущих сегодня. Конечно, я тут же позвонила маме: «Я узнала, как это произошло…»

Судьба свела 

А затем, как нам рекомендовали в своем ответе на наше обращение сотрудники сайта, было письма в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации) и в Архив военно-медицинского музея в г.Санкт-Петербурге. 

Наши послания без ответа не остались, но сами письма были отправлены в еще более точном направлении. И теперь мы знаем, где прошел последний день жизни нашего дорогого родственника. Это было поистине потрясающее открытие: наш сибиряк закончил свой земной путь не в «сталинградском котле» (вероятно, это были домыслы его несмышленых в то время дочерей), а рядом с нами, в Ленинградской области. Вероятно, здесь он и воевал, и кто знает — может быть, получил смертельное ранение, защищая Нарву или Ленинградскую область. Конечно, переехав в Нарву 20 лет назад из Сибири, моя мама и предположить не могла, что настолько приблизилась к своему отцу. А еще мы узнали, что Богданов Николай Сергеевич, наш мирный педагог, оказался славным воином: скончался он в ранге капитана отдельного гвардейского батальона. 

Но возложить цветы на месте захоронения у нас пока не получается: согласно сведениям ЦАМО госпиталь дислоцировался в населенном пункте Красная Шула, однако согласно информации Военного комиссариата Ленинградской области, в справочнике по Ленинградской области он не значится, а есть д.Шум Мгинского (ныне Кировского р-на Ленинградской области). 

И теперь мы живем новым ожиданием: может быть, найдется человек, свидетель тех давних событий или поисковик, который, прочтя эту публикацию, подскажет нам: как правильно называется поселение, где в конце 1941 года производились захоронения бойцов ППГ 738, как туда добраться. А может быть, найдется и ветеран, встречавший Богданова Николая Сергеевича? Посмотрите на фотографию – если вам есть что сказать, позвоните, пожалуйста, на номер 35 60885. 

Дорогие друзья, ищите своих родственников, ваши надежды обнаружить следы дорогого вам человека теперь могут осуществиться.

 

Татьяна Астафьева

 

Наша справка:

С запросами можно обратиться:

∙ Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).

Адрес архива: 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, 74

тел.: (8-496) 769-96-20, (8-496) 769-90-05.

• Архив военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации.

Адрес архива: 191180, г. Санкт-Петербург, Лазаретный переулок, 2. Тел. (8-812) 315-72-91.

∙ Военкомат по месту призыва.

Можно обратиться за помощью по поиску информации на форум по адресу http://forum.patriotcenter.ru/ в раздел «Судьбы солдатские». 

На сайте http://www.soldat.ru/doc/search размещена инструкция «Технология поиска» информации по официальным каналам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *