В результате тайного голосования в Нарвской городском собрании выборщиками президента Эстонии от Нарвы стали Хели Адамович и Олев Силланд, оба – члены центристской фракции. Хотя победа центристов здесь была предсказуема, выбор всего лишь одного депутата мог привести к тому, что выборщики определялись бы с помощью жеребьёвки.
Олев Силланд будет в коллегии выборщиков голосовать за Майлис Репс, Хели Адамович сказала, что ещё не определилась с выбором. Николай Андреев
Четыре кандидата
Как заметил руководитель канцелярии горсобрания Игорь Ширай, прошлый раз местные депутаты направляли выборщиков 10 лет назад.
От имени Центристской фракции её лидер Алексей Воронов предложил направить в коллегию выборщиков зампреда горсобрания Хели Адамович и руководителя Нарвской больницы Олева Силланда. Оппозиция предложила Наталию Умарову. Вадим Орлов выдвинул в качестве кандидата самого себя.
– Из предложенных кандидатур, мне кажется, ни один человек не намерен голосовать за того, кто скорее всего станет президентом, – заявил Орлов. – Я считаю, что наиболее реальный и достойный кандидат в президенты – Сийм Каллас. Это был бы лучший выбор для региона, поскольку Каллас не раз говорил о создании здесь крупного логистического центра, а до этого руководил транспортной сферой в Еврокомиссии.
Чтобы отчитаться, как голосовал?
Но самая оживлённая дискуссия развернулась не о возможном будущем президенте, а о том, можно ли фотографировать бюллетени во время выборов выборщиков. Первым этот вопрос задал Владимир Бутузов. Настоятельно интересовался такой возможностью и Алексей Воронов. В итоге депутаты выяснили, что прямого запрета на фотографирование бюллетеней не существует.
Перед тем, как получать бюллетени, депутатские фра-кции разошлись по разным помещениям, чтобы обсудить голосование. В результате, Хели Адамович и Олев Силланд набрали при голосовании равное количество голосов – по девять, что вряд ли было бы возможно без предварительной договорённости членов их фракции.
Оппозиционный кандидат Наталия Умарова набрала всего на один голос меньше. За другого оппозиционера – Вадима Орлова кроме него самого проголосовал ещё один депутат. По сути, этот неизвестный оппозиционер и решил исход голосования. Если бы Наталия Умарова также набрала 9 голосов, двух выборщиков из трёх кандидатов в выборщики пришлось бы определять с помощью жеребьёвки, результат которой – непредсказуем.
Майлис Репс и, возможно, кто-то ещё
Хели Адамович рассказала прессе, что на президентских выборах, прежде всего, будет прислушиваться к своему сердцу.
– Я очень внимательно слежу в прессе за выступлениями кандидатов, – сказала она. – До 24-го сентября у меня есть ещё время послушать, посмотреть, как кандидаты относятся к Ида-Вирумаа, каковы их намерения в отношении уезда. На международной арене президент выполняет представительскую функцию, но я считаю, что президент должен больше обращать внимание на проблемы внутри страны, чтобы каждому эстоноземельцу здесь было хорошо, и никто не хотел из Эстонии уезжать.
– Я отдам свой голос за Майлис Репс, – открыто сообщил “ВП” доктор Силланд. – Есть партийная дисциплина, в Центристской партии есть определённые правила, как себя вести. Если Майлис Репс попадёт и в следующий тур, также буду голосовать за неё. Если не попадёт, то тогда партийная верхушка должна договориться с другими партиями и принять какое-то решение, которое пойдёт на пользу Эстонии.
Наша справка:
На данный момент список кандидатов в президенты выглядит так: Аллар Йыкс, Марина Кальюранд, Март Хельме, Сийм Каллас и Майлис Репс. Коллегия выборщиков соберётся в субботу. Если в первом туре никто из кандидатов не наберёт больше половины голосов коллегии, два кандидата, набравших наибольшее количество голосов, в этот же день будут участвовать во втором туре выборов. Если, по какой-то причине и из двух кандидатов ни один не наберёт большинство голосов, право выбора президента возвращается Рийгикогу, и вся процедура повторяется заново.
Николай Андреев