Министр юстиции Марис Лаури сама выступила с инициативой проведения открытой встречи с жителями Нарвы. «Я очень хочу понять, что вы, живущие в Ида-Вирумаа, чувствуете сегодня в связи с войной в Украине», – обозначила она цель своего визита. Фото: Светлана Зайцева.
На встрече с министром юстиции Марис Лаури, которая прошла в минувшую пятницу, 11 марта, в Нарвском колледже ТУ, нарвитяне активно откликнулись на призыв политика дискутировать с ней и задавать вопросы. Делая это, нарвитяне откровенно высказывались, что обеспокоены изменениями в отношении к русскоязычным жителям страны в связи с событиями на Украине и приездом в Эстонию военных беженцев. «Русскоязычные начинают чувствовать себя беззащитными» – признавались некоторые бравшие слово.
Сообщайте в полицию
Например, один из вопросов звучал так: как поступать, если вас отказываются обслуживать в общественном месте только потому, что вы говорите на русском языке? Молодая женщина, задавшая этот вопрос министру, сослалась на недавний пример из жизни своей семьи: вместе с детьми она поехала в Таллинн, и официантка в одном из столичных кафе, с украинским флажком на блузке, отказалась с ними общаться. Ответ министра: «Если у вас есть такой случай, пожалуйста, сообщите в полицию. Тогда мы будем говорить с этими людьми и в случае необходимости даже доведем дело до суда. Если государство не знает конкретных фактов, то очень сложно действовать, чем-то помочь».
Еще один вопрос из зала: сегодня в социальных сетях провоцируют и разжигают национальную рознь, в адрес русскоязычного населения слышатся угрозы и оскорбления; как эстонское государство собирается защищать своих русскоязычных жителей? Ответ министра: «К сожалению, в обществе есть люди, которые не умеют жить нормально. Если обратиться к законам, то такие действия (разжигание национальной розни, оскорбление личного достоинства — ред.) запрещены. Вот что мы предпринимаем: во вторник я разговаривала с представителем компании META (является материнской организацией Facebook, Instagram, WhatsApp и Oculus — ред.) о том, что у нас есть проблемы с распространением неподобающих высказываний, необходимо сделать так, чтобы закрыть для них площадку и авторов привлечь к ответственности. Может быть, до сих пор полицейские не столь активно реагировали на такие словесные действия. Сейчас пришло время по-другому посмотреть на эту проблему и объяснять людям, что подобное поведение пользователей соцсетей недопустимо. Знаю, что полицейские разговаривали с некоторыми авторами комментариев. Те оправдывались, что, мол, просто высказывали свое мнение и не задумывались, насколько плохо себя вели. Короче говоря, мы знаем о проблеме и работаем над ней».
А что с оружием?
Никто из выступавших не оспаривал, что Эстония должна проявить заботу о беженцах, которые прибывают в страну. Однако прозвучал из зала и такой вопрос: как реагировать на то, что на СV-кескус напротив некоторых вакансий обозначены украинские флажки, и вообще, почему столько внимания сейчас уделяется украинским гражданам, а не тем, кто живет здесь много лет? Ответ министра: «Причина в том, что идет война, и прибывающие из Украины находятся в очень трудном положении. Поэтому мы уделяем им особое внимание; сейчас они те, кто страдает больше всех нас, мы должны их поддержать. По сравнению с беженцами у нас всех, кто давно живет в Эстонии, хорошая жизнь».
Марис Лаури:
«Статус беженца дается всем, кто покинул Украину после 24 февраля. И других критериев нет. Допускаю, что среди таких людей могут быть и те, кто не очень дружелюбен к Эстонии. Но у нас есть хорошие спецслужбы, и они отслеживают ситуацию»
Слух о том, что русскоязычных жителей Эстонии могут лишить вида на жительство, не обсуждался, но г-жа министр все же сочла нужным сказать, что вид на жительство гражданина другой страны можно аннулировать, только если человек нарушает закон или спецслужбы решат, что он опасен для Эстонии. «Иное решение противоречит эстонской Конституции», – подчеркнула она.
Но вот вопрос о том, аннулируют ли разрешения на оружие, выданные живущим в Эстонии гражданам России, прозвучал. Марис Лаури: «Если от человека исходит угроза для людей, если он опасен для себя и для других, оружие у такого человека отбирать нужно. Какой национальности и гражданства этот человек, не играет роли. Это мое мнение. Знаю, что вопрос по поводу разрешения на оружие сейчас обсуждается».
Как говорить о войне
Была поднята и тема оказания профессиональной психологической помощи — и в первую очередь детям беженцев, которые пойдут в школы: есть опасения, что они могут столкнуться с буллингом (травлей). А потому, будут ли в школах введены какие-то специальные программы по толерантности? Марис Лаури: «В этом направлении уже кое-что предпринимается. Я обязательно донесу ваши опасения до министра образования, которая очень внимательно относится к психологическим аспектам». Присутствовавшая на встрече мэр Нарвы Катри Райк дополнила ответ министра информацией о том, что в Нарве запланирован семинар для руководителей школ, учителей граждановедения и истории о том, как говорить о войне. Также запланирован ряд мероприятий, в рамках которых вместе можно будет посмотреть новости и проанализировать их содержание, научиться распознавать фейки.
Наталья Умарова, руководитель НКО Lapsele Oma Kodu и заместитель председателя Нарвского горсобрания, тоже взяла слово и подтвердила, что специалистов по детской психиатрии катастрофически не хватает. Но Нарве все же удалось найти русскоязычного детского психиатра, который будет оказывать помощь. Умарова подчеркнула, что для каждой семьи должна составляться индивидуальная программа психологической поддержки.
Пишите лично министру
Высказались присутствовавшие и насчет бизнеса, малого и крупного, который именно в Ида-Вирумаа чаще всего связан с Россией. Какие планы есть у правительства, чтобы предотвратить кризис в деятельности предприятий? Марис Лаури: «Сейчас идет интенсивная работа, чтобы смягчить последствия кризиса, обсуждается, какие программы надо подключить, что необходимо изменить. В двадцатых числах марта в Нарве пройдет выездное заседание правительства, одной из тем будет будущее экономики региона Ида-Вирумаа».
«Если у кого-то из вас есть хорошая идея, напишите лично мне на емайл — будем обсуждать», – обратилась госпожа министр к присутствующим.
А также она поинтересовалась, есть ли у Ида-Вирумаа план маркетинга продуктов, которые производятся именно здесь, в уезде, в Нарве, и которые можно продвигать в Эстонии, как это делают некоторые региональные союзы. «Что из нарвского мы можем предложить на продовольственный рынок всей Эстонии — миногу, пельмени?» – выдвинула свои предположения г-жа министр, которая, кстати, еще в начале встречи поспешила напомнить, что сама она родом из Кохтла-Ярве, поэтому все, что происходит в Ида-Вирумаа, имеет особый отклик в ее душе. «И Нарва для меня — не чужой город», – призналась Марис Лаури. .