Китай… Для многих из нас эта страна остается terra incognita – неизвестной, загадочной землей. Поэтому очень интересно было услышать рассказ о Китае из уст коллеги, журналиста ERR Михаила Комашко.

Другой Китай глазами эстонского журналиста
«Человейники» в Пекине.

Китай интересен как своей многовековой, даже многотысячелетней историей, так и новейшим промышленно-экономическим рывком, когда за несколько десятилетий страна превратилась из огромной, но отсталой провинции в первую экономику мира. Хотя США и оспаривают это первенство, но если убрать из расчетов спекулятивные сделки, где товары не участвуют никоим образом, то на сегодня Китай – безусловный лидер.

Белые варвары

Нужно сказать, что и мы для китайцев – не самая известная часть ойкумены. Если очень приближенно изложить суть конфуцианской концепции мироздания, то существуют первый круг, собственно люди – китайцы, затем второй – как бы «приемлемые» человеки – те, кто изучил китайский язык, и с которыми можно иметь дело, третий круг – те, кто к Китаю лояльны, и с ними возможны какие-то отношения. Все, что за пределами трех кругов – варвары. Мы с вами, в частности, «белые варвары». И несмотря на технический рывок, стремление Китая к восприятию и внедрению у себя западной культуры, такая концепция остается на глубинном, ментальном уровне.

Некоторым образом в этом смог убедиться и Михаил Комашко. По его словам, организовывая пресс-тур для журналистов из Восточной и Центральной Европы, принимающая сторона довольно смутно представляла, что это такое. В поездке участвовали 28 журналистов из 16 стран, а определили эти страны просто – провели на карте прямую линию от Эстонии до Греции, и посчитали, что это и есть восток и центр Европы. Люди совершенно разные, но все приехавшие были для них, по словам Михаила, абсолютно одинаковы – «белые варвары из Восточной Европы».

Михаил Комашко.

Первые впечатления и разочарования

Виза в Китай, по словам Михаила, вещь чрезвычайно запутанная, здесь они превзошли даже США. А Китайское посольство похоже на Российское консульство в Нарве – живые очереди при работающем терминале, выключенный кондиционер, неприветливые чиновники.
– Ощущение чего-то родного и знакомого. И это ощущение не покидало меня и в Китае, – говорит Михаил. – Я понял, почему русские и китайцы –братья навек: очень много похожего в отношениях, ощущениях, концепциях.

Полет в Китай омрачил и старый Airbus 330, с очень маленькими расстояниями между креслами. Разочаровали и летевшие рядом китайцы, прежде всего тем, что они мусорят вокруг себя, совершенно не обращая на это внимания. Но к этой теме мы еще вернемся.

Новое появилось, когда борт полетел над территорией Китая. Каждый клочок земли так или иначе занят, обработан.

– Поля, дома, какие-то производства, дороги, – рассказывает Михаил, – и им не видно конца до самого горизонта. В этот момент начинаешь осознавать – я лечу в страну, где живет полтора миллиарда людей.

Пекинский аэропорт – гигантское здание, где внутри одного терминала нужно передвигаться … на поезде! А таких терминалов как минимум пять.

Пекин: жара, сухо, мало людей, нет пробок и смога. Дороги неплохие, тротуары, велодорожки. Много электроскутеров. И дома – «человейники», многоэтажные многоквартирные здания.

– Целые районы неоднократно поставленных друг на друга наших девятиэтажек, – делится впечатлениями рассказчик.

«Мы мирные люди, но…»

Делегацию журналистов пригласили для того, чтобы рассказать о глобальных планах Китая. Этому была посвящена прошедшая в Пекине лекция профессора Вонга. Лектор говорил о «Втором шелковом пути», сети железных и автомобильных дорог от Китая до Атлантики.
Профессор демонстрировал слайды, и на каждом следующем на карте мира появлялось все больше стрелок и овалов, заштрихованных красным, то есть обозначающих зоны интересов Китая.

– Больше всего, – говорит Михаил, – это напоминало карту военных действий по захвату мира.

Однако слушателей пытались убедить, что нужно все это не Китаю, а тем странам, где появляются стрелки и овалы.

– Они хотят с нами дружить, – рассказывает Михаил, – а мотивируют это тем, что китайцы – единственная цивилизация, которая за семь тысяч лет своего существования научилась не воевать, а дружить.

На вопрос «Вы же на свои деньги построите дороги и логистические центры, вы же будете ими владеть» профессор Вонг улыбнулся и ответил: «Вы же будете работать там, пользоваться и богатеть. А мы мирные и хорошие… Богатейте рядом с нами, а нам ничего не надо…».
– Осталось впечатление, – заключает Михаил, – что китайцы уже все решили и только ждут согласия наших правительств.

Кто-то из журналистов смотрел на такую экспансию весьма скептически, а кто-то – едва ли не с восторгом: придите и возьмите нас!

Культ Мао в Китае по-прежнему силен.

Невпечатляющие экскурсии

Первое, с чем пришлось столкнуться на прогулке еще в Пекине – нужно менять деньги на наличные. Китаю MasterCard не нужен, у них действуют свои платежные системы. Нужно купить и местную СИМ-карту. Это возможно, но очень проблематично и долго, вас просто не понимают ни по-английски, ни по-русски, ни, тем более, по-эстонски. Вас не «пошлют», но на всю процедуру уйдет час, еще полчаса – чтобы понять, как устроена местная сеть.

Деньги в Китае, по словам Михаила, уходят быстро и непонятно на что. И удалось найти всего два банкомата, которые принимали MasterCard. Еда вкусная и дешевая. Однако из дежурных напитков предлагается только Coca-Cola и Sprite, в том числе и на официальных приемах. Пиво и даже обычную воду надо просить.

Побывать в Пекине и не посетить площадь Тяньаньмэнь и Тайный город – значит, не побывать в Пекине. Но тут нужно быть осторожным, знать местные правила. Эстонские журналисты вели на площади съемку, на которую, оказывается, нужно особое разрешение. Это быстро пресекла китайская полиция, и, пока шли разбирательства, времени на посещение Тайного города уже не осталось. Интересно, что весь процесс с удовольствием снимали китайцы, видимо, на них, в отличие от «белых варваров», ограничения не распространяются.

Еще одной достопримечательностью является, конечно, Великая Китайская стена. Но Михаила она разочаровала – во-первых, низкая (в Нарве бастионы повыше будут), во-вторых, смотреть там, собственно, не на что. Стена и стена… Длинная, говорят, но с точки, предлагаемой для осмотра, этого не оценить. А рядом со стеной – Burger King.

Чем дальше от Пекина…

Китай перестает быть кузницей дешевого ширпотреба. Производить товары становится дорого, в результате технической революции повышается их качество, а, соответственно, зарплата рабочих и цена.

Следующей точкой визита европейских журналистов был небольшой, по китайским меркам (всего 4,5 млн населения), промышленный «городок» Цзыбо. Средняя зарплата там 700 евро, и уже эта цифра требует уменьшения расходов на логистику, чтобы сохранить лидерство по производству недорогих товаров.

Город Цзыбо – действительно рабочий. Уже в 9 вечера закрывается всё – от кафе до магазинов. Но выглядит он, во всяком случае, не хуже тех районов Пекина, где журналистам довелось побывать.

Следующим был город Цзинань. Это медийный центр Китая, центр провинции, 7 млн человек. Тут же находится крупнейшее хранилище «облачных» данных, на серверах которого – примерно треть мировой интернет-информации.

Вообще, по мнению Михаила, чем дальше от столицы, тем богаче и свободнее города. Небоскребы, широкие улицы, шикарные отели. В номере, где поселили наших журналистов, был даже японский «умный унитаз», с пультом, в функциях которого не так-то просто разобраться.

С языком, но без интернета

Китайцы активно учат иностранные языки. Работает система, при которой ты, если хочешь затем работать в МИДе, уже с 7 класса посещаешь университет, где занимаешься в специальных группах. Семь лет продолжается обучение, и на втором курсе студент едет в страну, язык которой он учил. Английский при этом обязателен.

Журналисты посетили один из таких университетов, где была, в том числе, и эстонская группа. Мальчик из этой группы на хорошем эстонском рассказал, что язык ему очень нравится, и он уже был в Таллинне. А затем наши журналисты посетили класс, где по-эстонски говорили уже 40 человек. Сорок китайцев, говорящих на эстонском языке!

Кто-то из китайцев спросил, что нужно сделать, чтобы наши страны стали более близкими. Ну, заведите аккаунт на Facebook, сказали наши журналисты. И повисла тишина… Дело в том, что в Китае свой интернет, где нет многих общемировых социальных сетей и мессенджеров. В этом плане Китай закрыт, и, судя по всему, не очень от этого страдает. Хватает своего.

То же касается и телевидения. Китайская «картинка», по мнению Михаила, пока не дотягивает до европейской – не по качеству изображения, а по качеству «продукта», но это дело времени.

И о культуре

Вернемся к теме культуры. С нашей точки зрения, китайцы в быту и на улицах абсолютно «дикие». Мусорят, курят везде, разве что кроме лифтов. Причем сигареты здесь – показатель престижа. Стоят от 1 евро до примерно 20, и курящий дорогую марку обязательно выкладывает пачку на стол, как показатель «крутизны».

За столом они чавкают, причмокивают и извините, рыгают, но, оказывается, что таким образом китайцы отдают дань искусству повара – чем громче и больше чавкают, тем вкуснее еда.

Что касается одежды, то средний класс уже не одевается в Abibas и Puoma. Хотя такие «бренды» встречаются до сих пор, но они – удел бедных.

Да, что-то в Китае может показаться, с нашей точки зрения, совершенно бескультурным. А для них это, возможно, тысячелетний уклад, самобытность. Про «белых обезьян» уже говорилось, и кто знает, как потешаются над нами китайцы. Хотя, по мнению Михаила, стремление к «европеизации» в Китае ощущается очень сильно.

И о руководящей роли коммунистической партии. Китайцы на эту тему предпочитают не говорить, закрываются и каменеют лицом. Но центральная власть в лице партии в государстве сильна, и это чувствуется. Опять же, чем ближе к столице, тем сильнее. Силен в стране и культ Мао. Мавзолей, мемориальные музеи и целые городки – всё это в Китае присутствует.

По впечатлениям Михаила, Китай не произвел «вау-эффекта». Не увидел он ни 23-го века, ни дыхания семитысячелетней цивилизации. Возможно, для этого нужно ехать не на пресс-тур, а в туристическую поездку, где опытные гиды все покажут и расскажут.

Виталий Школа

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *