Одна моя знакомая пенсонерка теперь вместо «здравствуйте!» или «привет, как дела?» спрашивает в лоб: «Какой счет за электричество вы получили в этом месяце?». Оказывается, этой фразой можно запросто разговорить даже очень необщительных людей. Вот одна из таких бесед:
– В этом месяце – 34 евро, хотя в прошлом было 17. Как так-то?
– И заметьте, на компенсацию рассчитывать не приходится, ведь мы не настолько бедные, зато теперь лишний раз в магазин не сходишь.
– А я вообще со страхом туда хожу – цены-то каждый день растут!
И понеслось… Нарвитяне, вообще-то, по натуре оптимисты, то есть такие люди, которые всегда знают, что в принципе все могло бы быть и хуже. Поэтому заканчиваются такие беседы на мажорной ноте: «Зато похудею», «Картошку можно посадить», «Летом вообще можно свет не включать».
Но если говорить серьезно, то все чаще задумываюсь, есть ли какой-то предел росту цен на продукты питания и энергоносители? Если верить экономическим экспертам, то к осени рост цен в Эстонии не только не замедлится, но, наоборот, может сделать скачок. Другие аналитики добавляют, что и после этого цены продолжат расти как минимум до весны – только медленнее.
В некоторых странах Европы, испытывающих те же трудности, пошли по пути снижения налогов. В Эстонии до сих пор наиболее пострадавшим от роста цен на тепло и электричество выплачивали компенсации, и это хорошо. Но только весь этот процесс был довольно сложным не только для тех, кто получал пособия, но для тех, кто организовывал их выплату: например, нарвской мэрии пришлось нанять для этого дополнительных временных работников, что тоже – расходы. А что будет следующей осенью и зимой?
Лично мне больше всего нравится вариант, предложенный соцдемами: не выплачивать компенсации из-за роста цен, а повышать доходы людей. Например, не облагать налогом минимальную зарплату и повысить ее до 700 евро. Жаль только, что соцдемы, как всегда, в оппозиции.