Здание Нарвской городской русской гмназии, ул. Сепа, д. 26/ . Фото: http://russianestonia.eu

Не случайно в 1920-1930-е гг. читальный зал Нарвской библиотеки украшали портреты Василия Ивановича Надпорожского и Александры Васильевны Надпорожской.

Дорогие друзья!

Продолжаем публикацию фрагментов из книги Сергея Исакова, известного ученого, профессора Тартуского университета (8.10.1931 –
11.01.2013), нашего земляка, «Очерки истории русской культуры в Эстонии».
Фрагменты книги, которые публикуются в нашей газете, напрямую касаются Нарвы. Уверены, что, читая их, вы узнаете о нашем городе еще больше и даже сделаете для себя открытия.
Благодарим родственников Сергея Геннадиевича за предоставленную возможность. Книга выпущена издательством Aleksandra, Таллинн 2005.

(Продолжение. Начало здесь.)

Теперь именно Елена Васильевна Надпорожская стала заведующей нарвской городской русской библиотекой. Елена Васильевна была сродни своей старшей сестре – такой же тип энтузиаста культуртрегера, который ставил интересы общественные, интересы других людей выше собственных, личных.

E.B. Надпорожская родилась 7 (20) мая 1870 г. в Олонецкой губернии, где тогда служил ее отец. Как и старшая сестра, она получила образование в петербургском Женском училище Св. Елены, вслед за тем сдала экзамены на звание домашней учительницы, а впоследствии и специальные испытания на звание учительницы рукоделия средних учебных заведений. Е.В. Надпорожская поселилась в Нарве и с 1900 г. стала преподавательницей рукоделия в Нарвской женской гимназии, в период Эстонской Республики – в объединенной Нарвской городской гимназии и в VI городском начальном училище. Она вышла на пенсию только в 1930-е гг. Как педагога Елену Васильевну очень ценили и учащиеся, и коллеги-преподаватели, они относились к ней с неизменным уважением. E.B. Надпорожская работала во многих просветительных и благотворительных организациях города. Но, как и для Александры Васильевны Надпорожской, главным делом жизни, любимым детищем Елены Васильевны стала Нарвская библиотека. Именно ей она отдала свыше 40 лет жизни. Как и сестра, она «для повышения квалификации», если выражаться современным языком, ездила на все российские и международные библиотечные съезды, стала прекрасным знатоком библиотечного дела. Вместе с сестрой она сумела сохранить библиотечный фонд в тяжкие годы революционных смут гражданской войны 1917-1919 гг. Став после смерти Александры Васильевны заведующей библиотекой и казначеем общества «Нарвская библиотека», она в годы независимой Эстонской Республики сделала все, чтобы русская библиотека в Нарве не прекратила своей деятельности, пополнялась бы лучшими произведениями русской и мировой литературы, чтобы она оставалась культурным и просветительным центром города. Как писал автор некролога Е.В. Надпорожской, «огромная ее жертвенная работа на этом поприще снискала всеобщую любовь к ней всех, кто имел соприкосновение с библиотекой».
Она «с честью выполнила завещание своего oтца и донесла зажженный 40 лет назад светоч культуры и науки до конца».

Сохранилось описание Нарвской русской библиотеки середины 1930-х гг. Мы приведем еro почти полностью, поскольку оно хорошо воссоздает облик библиотеки периода заведования E.B. Надпорожской и прекрасно характеризует ту совершенно особую ауру, которая окружала ее в сознании нарвитян.

«Если между 5-ю и 9-ю часами вечера с Суур улицы у Ратушной площади войти в почти незаметные между витринами кино ворота и подняться по бесконечному винту полутемных лестниц старинного дома под самую крышу, то попадешь в небольшую, теплую и светлую с портретами на стенах комнату, которая является, без сомнения, самым деятельным русским культурным уголком в нашем городе – это русская библиотека-читальня. Без шума и рекламы вот уже 38 лет ведет она большое культурное дело, и, пожалуй, нет русского нарвитянина, который в той или иной степени не был бы воспитанником этого истинного «народного университета». Каждый день в ней десятки посетителей; здесь в полном смысле слова смесь одежд и лиц, возрастов и состояний: ученики и учителя, рабочие и интеллигенты, молодые и старые.

Книжный запас библиотеки велик и разнообразен: около 16 000 книг. В среднем в день библиотека производит свыше 100 выдач книг. Посещает библиотеку в год свыше 20 000 человек. Приходится удивляться работе библиотекарш, которые в этой массе книг и разнообразного спроса прекрасно, без каталогов, знают чуть ли не каждую книгу по номеру и умеют удовлетворить всех и дать нужную книгу тому, кто сам не может найти ее. Работа библиотеки тесно связана с именами Надпорожских, ее основателей; это – покойные В.И. Надпорожский и А.В.

Надпорожская, а также доныне неутомимо работающая Е.В. Надпорожская. Целая семья бескорыстных общественных деятелей сплочена около этого учреждения. Массу читателей привлекает и читальня при библиотеке. В читальне – все местные газеты, из заграничных «Сегодня» и «Последние Новости» и журнал «Иллюстрированная Россия». На газеты – очередь, и только закрытие читальни в 9 час. вечера заставляет покидать это уютное и всеми ценимое культурное учреждение». Заметим, что рижская «Сегодня» и парижские «Последние новости» были лучшими газетами Русского Зарубежья, которые давали на своих страницах обширнейшую и чаще всего вполне объективную информацию обо всем происходящем в мире, в том числе жизни русских за границей и в СССР.

Незадолго до смерти, когда отмечалось 40-летие работы Е.В. Надпорожской в библиотеке, она получила в дар от проживавшего в США известного русского писателя-эмигранта Георгия Гребенщикова портрет писателя с собственноручной надписью: «Глубокоуважа-емой Елене Васильевне Надпорожской по случаю 40-летия ее подвигa на ниве Русской культуры сердечный привет!».

Надпорожская скоропостижно скончалась от тромобоза сердца 13 мая 1938 г. (странно, но факт – все Надпорожские умирали 13-го числа!). В Преображенском соборе ее отпевание совершали епископ Нарвский Павел (Дмитровский ), один из самых уважаемых православных священнослужителей Эстонии, и протоиерей А. Павский, который произнес краткое надгробное слово об усопшей, отметив ее глубокую религиозность и добрую душу. Похоронная процессия двинулась к Ивангородскому кладбищу. Около Знаменской церкви ее встретил протоиерей Константин Колчин, прочитавший молитву по покойной. На могиле речь произнес председатель Общества Нарвской библиотеки Н.А. Викторов, последний из ее могикан. Он отметил заслуги всей семьи Надпорожских в деле создания библиотеки и ее последнее звено – Елену Васильевну.

Опять же одна маленькая деталь: согласно выраженной воле покойной венков на ее гроб возложено не было. Она просила все деньги, которые были бы истрачены на венки, пожертвовать библиотеке.

Могилы Надпорожских и поныне находятся на Ивангородском кладбище. О могилах сестер до недавнего времени заботились их дальние родственники, но вот уже несколько лет, в связи с ужесточением пограничного режима, они не могут попасть на кладбище. Хорошо было бы, если отдел культуры Нарвского городского само­у­правления или Нарвский музей использовали новые открывшиеся возможности для приведения в порядок могил семейства Надпорожских и могилы Лаврецовых, если от нее еще что-то осталось. Не хотелось бы, чтобы нарвитяне стали образцами той «дикости и безнравственности», о которой писал Пушкин, настаивая на уважении к предкам.

Хотя Н.А. Викторов и говорил о Елене Васильевне как о последнем звене в истории нарвского рода просветителей Надпорожских, здесь он был не совсем прав.
B 1930-е гг. на ниве нарвской культуры трудился представитель третьего поколения этой фамилии – двоюродный племянник Александры и Елены Васильевны Николай Кириллович Надпорожский (1904 – 1961). Уже в 1930 г. он был избран членом правления спортивного общества «Святогор»,основной, активно действовавшей культурной организации нарвской молодежи, включавшей спортивный, литературный, религиозно-философский, шахматный, драматический, музыкальный кружки и очень оживлявшей всю культурную жизнь Нарвы тех лет. В 1934 г. Н.К. Надпорожский стал товарищем (т. е. заместителем) председателя и заведующим хозяйством общества «Святогор», он принимал участие в работе кружка творческой самодеятельности, объединявшего здешних поэтов, композиторов, художников, музыкантов. В конце 1930-х гr. H.К. Надпорожский был членом правления Нарвской русской библиотеки.

Плодотворной деятельности семейства Надпорожских в Нарве был положен конец лишь судьбоносными событиями лета 1940 года.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *