В этом году выборы в Нарве впервые за долгое время были по-настоящему интересными, а предвыборные действия политиков в этом году не ограничились скучной раздачей календарей и ручек.

 

Члены победителя выборов – списка Катри Райк – ждали результатов в ресторане Club AveNue

Кандидаты публиковали острые статьи в прессе, видеоролики с их обращениями были размещены в интернете. Энергичная агитация за тот или иной список шла и на самих избирательных участках, где в этом году она была разрешена даже в основной день выборов – воскресенье. Кто-то поел отличной предвыборной солянки, кто-то – вкуснейших блинчиков с карамелью, послушал концерт или стал зрителем стихийных дебатов между представителями разных списков на избирательном участке.

Эмоциональные выборы

На свой избирательный участок в Пяхклимяэской гимназии я отправилась в воскресенье в пятом часу вечера. По дороге встретила знакомую, которая всегда ходила на выборы и неизменно, чуть ли не с 2005 года, голосовала за центристов. «Проголосовали уже?» – поинтересовалась я. И в ответ неожиданно услышала: «Да ну их всех! Вам счет за электричество уже пришел? Мне пришел – 35 евро! А ведь я пенсионерка и для меня это настоящий шок. Вот результат их «работы на благо народа». И после этого чтобы я пошла за них голосовать, обеспечивать им теплые местечки?». Пока я собиралась сказать ей, что местные политики на такие вещи могут влиять лишь косвенно, женщина разочарованно махнула рукой и ушла.

Насколько помнилось по прошлым выборам, под вечер воскресенья на нашем избирательном участке было немноголюдно и тихо, но на этот раз двери школы не успевали открываться и закрываться. Один из входящих с притворной строгостью спросил своего знакомого, покидающего участок: «Ну что, исполнил свой гражданский долг?». На что тот так же шутливо ответил: «Продался за конфеты!». И кивнул на расположившихся недалеко от входа агитаторов от списка Катри Райк.
Услышав такие слова, одна избирательница средних лет подозрительно спросила: «Вы что, избирателей подкупаете? Имеете ли вы вообще право здесь находиться?». Ей ответили, что да, на этот раз агитация в день выборов разрешена, а привлекают людей отнюдь не конфеты – это просто шутка – а те перемены к лучшему, которые планирует провести в жизнь их избирательный союз. «Ну-ка, покажите ваши материалы», – властно потребовала дама и, получив визитку с фото кандидата, недовольно заявила: «Это вообще не вы, даже не похожи!».
На участке пришлось переждать небольшую очередь, потом член избиркома Наталья быстро проверила мой личный код и внесла в бюллетень мой номер – я оказалась 1671 избирателем, пришедшим голосовать на этот участок. «Это много?» – спросила я. «Да, конечно. Сегодня вообще работы очень много», – подтвердила Наталья.

Немного статистики

Как позже подтвердил нам председатель нарвского избиркома Юллар Кальюсте, в главный день выборов, воскресенье, действительно проголосовало чрезвычайно много народа – примерно столько же, сколько за все предыдущие дни, с 11 по 16 октября, считая вместе с теми, кто проголосовал электронно. В целом же активность нарвитян, по сравнению с прошлыми мунициальными выборами, повысилась незначительно – 46,6% против 44,4% в 2017 году, а с учетом того, что население Нарвы за эти годы сократилось, в выборах на этот раз приняло участие всего на тысячу человек больше, чем четыре года назад. Всего из 44781 нарвского избирателя своим правом голоса воспользовались 20865 человек. Это намного ниже, чем в соседнем Нарва-Йыэсуу (62,8%) и в среднем по Эстонии (54,7%), однако стоит отметить, что, начиная с выборов 2009 года, впервые число избирателей выросло, а не уменьшилось.

Хорошо ли для города?

Возможно, это говорит о том, что у людей вновь появилась надежда на перемены к лучшему. К слову, такие перемены обещали все без исключения избирательные списки, но это – дело обычное. Вряд ли в будущем созыве горсобрания найдется хоть один депутат, который выступит против того, чтобы в Нарве построили новую больницу или привлекали крупных инвесторов. Другой вопрос – хорошо ли для города то, что нынешний состав горсобрания – довольно пестрый и ни у одной политической силы нет абсолютного большинства? Не приведет ли это к тому, что городская власть, как это и было в прошлом созыве, будет нестабильной?
«Для города, конечно, хочется стабильности. Сегодняшняя ситуация немного проще, потому что если команда Катри Райк будет в составе коалиции, то она как явный лидер сможет правильно расставить приоритеты. Если мы говорим о «тройственном союзе», то и в данном случае все будут заинтересованы идти на уступки друг другу, потому что иначе коалиции не получится», – сказал «НГ» лидер списка «Elagu Narva» Алексей Евграфов. «То, что любое решение городского собрания будет обсуждаться, а не просто приниматься большинством, для города совсем неплохо», – считает Катри Райк. «Работать на благо Нарвы – обязанность депутатов по закону, и никаких иных вариантов тут просто не должно быть», – полагает Наталья Умарова.

“Проголосовав, люди вкладывали бюллетени в двойные конверты, на верхнем конверте члены избиркома вручную указывали данные и личный код избирателя, чтобы потом внести в систему. Все это не является нарушением правил голосования.”

Сбой э-голосования породил слухи

В понедельник, 18 октября, под занавес выборов в нашу редакцию позвонили читатели, которые поделились своей тревогой: по их словам, в субботу, в первой половине дня они пришли на свой участок, чтобы проголосовать, и обнаружили настолько большую очередь, что некоторые пожилые люди просто не смогли ее отстоять, а так как посидеть было негде, они просто ушли домой. «Мы же вошли на участок, но почему-то нам предложили класть наши бюллетени не в урну, а в конверты, которые затем сложили стопочкой. Слышали, что позже на участок прибыла полиция и навела порядок. Не было ли это серьезным нарушением нашего избирательного права?» – беспокоились они.

Мы связались с Нарвским отделением полиции: подобный вызов зафиксирован не был. Что же произошло? Председатель нарвского избиркома пояснил нашему изданию, что проблема возникла из-за субботнего часового сбоя в электронной системе голосования. «Пока система не работала, проверить людей по личному коду и внести их в систему не было возможности. Поэтому, проголосовав, люди вкладывали бюллетени в двойные конверты, на верхнем конверте члены избиркома вручную указывали данные и личный код избирателя, чтобы потом внести в систему. Все это не является нарушением правил голосования, но на каждого избирателя уходило больше времени, поэтому очереди, действительно, имели место», – пояснил Юллар Кальюсте.

Полиция: уголовных дел не заведено

Глава Нарвского отделения полиции Индрек Пюви в ответ на вопрос, как он оценивает обстановку на прошедших выборах, рассказал нашему изданию:
«В день выборов за порядком следили дополнительные полицейские патрули. Можно сказать, что вблизи избирательных участков было спокойно, и избиратели смогли беспрепятственно голосовать. На прошлой неделе и в сам день выборов полиция получила несколько сообщений о том, что людям предлагали деньги в обмен на голос в пользу конкретного кандидата, о злоупотреблении чужим удостоверяющим личность документом при голосовании и о других способах влияния на избирателей.

Полиция со всей серьёзностью относится ко всем поступающим сообщениям и проверяет все случаи возможных нарушений. На данный момент у нас нет оснований для возбуждения уголовных дел по факту связанных с выборами нарушений. Превентивные меры полиции дали хороший результат – во время избирательной кампании кандидаты вели себя спокойно и уважительно по отношению к свободе права выбора избирателей».

Ирина ТОКАРЕВА

Фото: читателя 

1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *