– Воздушных замков я не строю и отдаю себе отчет в том, что самые сложные решения еще впереди. Но сдаваться мы не собираемся! – говорит Олеся Игнатьева, совладелица популярных в Нарве кафе BRO и «Бублик».

Как известно, именно по предприятиям общественного питания и сектору гостеприимства в целом пандемия коронавируса ударила больнее всего; и это по всему миру, Эстония не исключение. Кафе и рестораны понесли одни из самых серьезных убытков. В условиях чрезвычайного положения в Эстонии оборот крупных поставщиков услуги питания упал практически до нуля. Что уж говорить о мелких! Аналитики прогнозируют, что около половины таллиннских ресторанов и кафе могут прекратить свою деятельность. «Мы становиться безработными пока не собираемся. Сегодня все надежды на внутренний туризм и лето, которое обычно в нашем бизнесе, как говорится, год кормит», – говорит Олеся Игнатьева.

Привычка начинать с нуля

В бизнесе Олеся Игнатьева не новичок. Смело начинать новое, не опускать руки, самостоятельно принимать сложные решения и много трудиться – это в ее характере. По образованию Олеся юрист, мечтала стать адвокатом, но поработать по специальности не удалось. Однако юридическое образование оказалось очень даже востребованным, когда Олеся пришла работать в одну из крупных нарвских фирм помощником директора и специалистом по персоналу. Потом крутой вираж, переобучение – и она уходит в международную компанию на должность декоратора. Объехала с коллегами всю Прибалтику, отвечала за оформление витрин и залов сети магазинов. «Тогда я впервые поняла, какое это увлекательное занятие – начать дело с нуля и успешно продвигать свои идеи, трудиться не просто ради денег, а для самореализации», – рассказывает молодая женщина.

Катрин Лаар,
ведущий консультант Ида-Вируского отделения Эстонской Кассы по безработице
Касса по безработице запустила портал временных вакансий

Получив вдохновение и большой опыт, Олеся заняла у хороших знакомых денег и рискнула – открыла магазин стоковой одежды для детей и взрослых, пожалуй, первый в Нарве. «На тот момент у людей было больше свободных денег, люди хотели красиво одеваться; приезжающие в Нарву россияне искали что-то оригинальное и европейское. Еще во время учебы в Таллинне я подрабатывала переводчиком в большой компании, которая занималась сэконд-хэндом и стоком; у меня сложились добрые отношения с руководством, и вот через несколько лет мои прежние работодатели стали моими партнерами в бизнесе», – рассказывает Олеся. Арендовала площади для своих магазинов в Мегамаркете, в торговом центре «Астри», на ул. Пушкина. Но увы, через несколько лет пришлось закрыться – сложно стало конкурировать с большими сетями, привлекающими клиентов скидками и акциями; к тому же в семье появился второй ребенок. Но работать Олеся не переставала, устроилась на должность директора в компанию, которая занималась оптовой куплей-продажей текстиля.

«Сегодня, я на все 100% уверена, что мы поступили правильно. Во-первых, мы не загнали себя в долги. Наши работники пережили это тревожное время со своими семьями, в конце концов немного отдохнули

«От гвоздя до кофейной ложечки»

– И каким образом вы вдруг оказались в сфере общепита? – интересуюсь я у нарвской бизнесвумен.

Анна Тислер, 
советник по связям с общественностью Министерства социальных дел
Безработным разрешат подрабатывать. Пособия не лишат

– Вообще-то, по моему твердому убеждению, вдруг ничего не бывает, – сразу отвечает Олеся. – Я часто бывала в командировках, с мужем и детьми мы много путешествовали по Европе, так что посещение разных кафе стало частью моей повседневной жизни. Однажды в Черногории мы жили почти целое лето в доме, где на первом этаже была пекарня. И это было незабываемо: какими, оказывается, положительными эмоциями на весь день может зарядить чашечка кофе со свежей выпечкой в уютной кофейне! Идея открыть в родном городе, в Нарве, такое вот маленькое «вкусное» местечко крутилась в моей голове где-то на уровне подсознания. Вот, думала, когда-то выйду на пенсию, может быть, займусь…А тут знакомые рестораторы пригласили составить компанию – открыть в Нарве кафе. BRO (сначала это была закусочная Shaw@rma) на Петровской площади стала нашим первым совместным, можно сказать, пилотным проектом. BRO заработало два года назад.

А вот кафе-кондитерская «Бублик» на ул. Пушкина открылось ровно год назад, в июне 2019-го. «Бублик», по словам Олеси, «наш любимый ребенок, воплощение мечты». Здесь все, «от гвоздя до кофейной ложечки», от концепции заведения до его меню и логотипа, тщательно продумано Олесей и ее партнером. К слову, в помощниках по художественному оформлению «Бублика» была и 16-летняя дочь Олеси: одна из стен расписана ею – сказочный город, то ли Нарва, то ли детская выдумка…

 С самого начала мой партнер по бизнесу и я понимали: наш проект – сложный, – говорит Олеся и объясняет: – Мы находимся в месте с довольно малой проходимостью, кафе-кондитерская – не самый востребованный формат для нарвской публики; даже его внешний вид – огромные окна (в которые я просто влюбилась, когда нам предложили это помещение для аренды), без всяких портьер, словно распахнутые на улицу, могут кого-то смущать. Маленькая площадь (всего 30 посадочных мест) – на банкетах не заработаешь. Пиво на разлив не продаем. С полуфабрикатами не работаем. Для всех блюд у нас только свежие ингредиенты, никакой химии – это наша философия еды. Если «буше», то корочка из шоколада настоящего, а не порошкового, пельмени с креветками черного цвета благодаря природному красителю – чернилам каракатицы. Конечно, это влияет на стоимость, но в любом случае чек из «Бублика» будет в два раза дешевле ресторанного.

Как показала практика, чисто на кофе со свежими кондитерскими изделиями в Нарве не продержаться; меню дополнили пельменями и варениками ручной работы, супами, пастой, салатами и прочими блюдами, в целом их сейчас в ассортименте более двадцати; внушительная карта кофейных и чайных напитков; меню меняется в зависимости от сезона.

Усилия были вознаграждены: достаточно быстро уютный, с европейским шармом и нестандартным меню «Бублик» завоевал популярность у местной публики и у туристов.

– Можно сказать, наши гости это туристы, которые идут на вокзал или с вокзала, они, как правило, обедают и в дорогу с собой еще что-то прихватывают; затем – молодые нарвитяне, лет 25-35; в последнее время (до коронавируса) по утрам к нам стали все чаще заглядывать пожилые парочки – на завтрак с кофе, – рассказывает Олеся.

И признается, что из всех видов бизнеса, с которыми ей приходилось иметь дело, общепит оказался самым сложным. И только, по выражению Олеси, «начали складываться цифры», только закупили дополнительное оборудование к летнему сезону и приготовились вводить новое меню, грянул коронавирус.

«На мой взгляд, сейчас выживет только тот бизнес, где люди готовы работать и за идею, а не только за деньги».

План спасения

– По большому счету мы могли не закрываться, потому что у нас отдельный вход в кафе, с улицы. И после объявления чрезвычайного положения в стране мы еще какое-то время работали, естественно, с соблюдением всех предписаний: дезинфицирующие средства, маски, перчатки, постоянная уборка, для правила 2+2 сократили в два раза число посадочных мест. В Фэйсбуке и Инстаграмме постоянно сообщали: мы работаем, мы открыты, – рассказывает Олеся. – Но порой за целый день не было ни одного человека. Что понятно, люди просто боялись где-то бывать. К тому же мы увидели, что и наши работники (а мы хорошая, дружная команда!) стали нервничать, высказывать опасения – не принесем ли мы домой инфекцию…Спасибо, собственник помещения пошел нам на встречу и уменьшил аренду. С BRO было еще проще: там городская площадь, и город сделал нам нулевую аренду на время чрезвычайного положения. Отдельное спасибо! И все же, просчитав все затраты и риски, мы решили на какое-то время закрыть двери и одного, и другого кафе. Штат мы сохранили, никого не сократили.

Антон Праткунас, 
бизнес-консультант Нарвского бюро Центра развития предпринимательства Ида-Виру (IVEK)

Чтобы предприятия выжили и быстрее вышли из кризиса

Это было принципиальное решение?

– Да. Но это стало возможным только благодаря государственной поддержке. Мы быстро оформили все необходимые документы и подали ходатайства. Так что наши работники находились дома и получали компенсацию от Кассы по безработице. И как предприятие общепита мы дополнительно получили разовую дотацию от Фонда содействия развитию предпринимательства (EAS). Без этих государственных мер было бы сложно продержаться все это время.

– А работать по доставке еды на дом, как это успешно делали, например, многие рестораны Таллинна, не пробовали? На вэбинаре «Ресторанный бизнес и пандемия», который проводил наш центр творческой индустрии OBJEKT, с удивлением услышала от ваших столичных коллег, что некоторые кафе и рестораны не только не закрылись, но быстро перестроились и даже развились, заработали в это сложное время.

– Я знаю. Но давайте не будем сравнивать Нарву с Таллинном! В столице совсем другие объемы, другие условия, клиенты с другими вкусовыми предпочтениями и привычками потребления. И фастфуд в Таллинне – это другая история, чем в Нарве. В Таллинне многие легко сокращают персонал, потому что знают – всегда есть выбор. Мы же собираем штат по крупицам, стремимся сформировать единый командный дух, и ответственность перед нашими людьми другая: остаться без работы в Нарве, это не то, что в Таллине. Конечно, перед тем, как закрыть двери, мы все десять раз просчитали: если ввести новые блюда (наши фирменные для развозки не подходят), если организовать ответственную доставку, сделать удобный сайт, и все это на достойном уровне, держать повара из-за пары заказов в день… Некоторые нас осуждали: почему вы так легко закрыли свою кофейню? Не легко! Больно было видеть, что в окнах «Бублика» и BRO не горит свет.

Сегодня, я на все 100% уверена, что мы поступили правильно. Во-первых, мы не загнали себя в долги. Наши работники пережили это тревожное время со своими семьями, в конце концов немного отдохнули. Это тоже важный момент, потому что несмотря на то, что клиентов стало меньше, работы на самом деле из-за коронавируса прибавилось: одних только мероприятий по дезинфекции стало в два раза больше, каждую неделю тщательно пересматриваем меню. 1 мая мы открыли «BRO», 8 мая «Бублик».

– То есть сезон, который, как вы сказали, год кормит, начался. На что надеетесь?

– На общую стабилизацию ситуации. На то, что не будет второй волны коронавируса. На теплое лето, открытие границ, совместные взвешенные действия государства, города, предпринимателей и уменьшение бюрократии в это сложное время, на лояльность поставщиков. Главное – на поддержку горожан – наших постоянных клиентов. Без них нам будет сложно. В нашем антикризисном плане есть некоторые интересные задумки на этот сезон. Но секретов раскрывать не буду. Заглядывайте к нам в BRO и в «Бублик», заходите на наши странички в соцсетях – узнаете!

Нарвская предпринимательница, совладелица двух популярных в Нарве кафе Олеся Игнатьева о своем бизнесе — до пандемии коронавируса, в период ЧП и после.

Светлана Зайцева
Галерея
В первый же год работы кафе-кондитерской «Бублик» выпало серьезное испытание — коронакризис. Сегодня «Бублик» вновь открыт и не пустует.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *