У Ратушной площади в Нарве, как и у самой ратуши, были предки – какие именно, можно узнать из градостроительных планов. Но пару недель назад при раскопках здесь были обнаружены остатки таких объектов, которые не попали ни в какие архивы – по причине своей древности. Сегодня их можно увидеть только в нашей газете: идет строительство, находки уже засыпаны.
– Вот здесь мы разбили раскоп, которым занимаемся целую неделю, и эти дни принесли нам большие открытия. Пошла серьезная, настоящая археология…– такими словами встречает нашу газету археолог, ведущий наблюдение за земляными работами в рамках проекта реконструкции Ратушной площади Илья Давыдов.
О масштабе работ говорит количество его помощников: несмотря на то, что день выходной, на площади работает 5 человек, в том числе одна девушка. Все они откликнулись на объявление, размещенное двумя днями раньше. Копать, признаются добровольцы, тяжело, назавтра еще и бока болят. Но роют как настоящие землекопы, притом с энтузиазмом.
И Ратушная их щедро вознаграждает. Илья показывает нам находки сегодняшнего дня.
– Вот монеты: есть и шведские, конца 16-го века (времен правления Йохана III и Эрика XIV). Есть много серебряных чешуек (это древнерусская монета периода средневековья), попадаются и медные. Некоторые из них относятся к эпохе Ивана Грозного, это период Ливонской войны.
Исходя из «ассортимента» находок, археолог делает предварительное заключение: он и его команда столкнулись с историческим прошлым Нарвы в диапазоне середина – вторая половина 16-го века.
Еще и городских планов не было
Но главную находку археологов в ладони не уместишь. Она растянулась на несколько метров, и рассматриваешь ее с замиранием сердца: это остатки неплохо сохранившейся дощатой мостовой.
– Строители снимали грунт, и здесь пошел горелый слой, в нем мы обнаружили остатки деревянных конструкций. Я остановил работы, предупредил об этом заказчика, то есть город, все пошли нам навстречу, – рассказывает Илья.
– Что мы откопали? Здесь мы в общем и целом имеем дело с наиболее ранней застройкой Ратушной площади.
Строго говоря, поясняет археолог, площади в это время тут не было вообще, только маленькие проулки. К мостовой примыкает ряд построек. Скорее всего они тоже были деревянными и исчезли еще до того, как появился самый ранний план города (от 1649 года), поскольку никакой информации о них план не содержит.
Из чего можно сделать вывод, что открывшаяся глазам сегодняшних копателей застройка появилась до начала 17-го века. Это подтверждает также отсутствие здесь голландских трубочек, являющихся признанным маркером шведского времени (17-й и 18-й века).
Деревянные жилища и крохотные дворы
Как выглядел этот уголок Нарвы в то далекое время?
Здесь, отвечает Илья Давыдов, судя по такой непрестижной, чисто бытовой керамике, жили небогатые люди. Кстати, среди нее попадается много керамики древнерусского, псковского и новгородского типа. А судя по найденным монетам и православным крестикам-тельникам, среди здешнего люда был определенный процент выходцев из русских княжеств.
В этом месте находились дворы или хозяйственные постройки скромных размеров – всего-то 3 на 4 метра. Во дворах располагались зерновые ямы, с учетом упомянутого в этой публикации их было найдено на Ратушной уже три.
Народ жил здесь своей обычной жизнью до тех пор, покуда не произошел какой-то большой пожар. На эту мысль копателей наводит толстый слой угля на остатках построек.
– И у меня возникло предположение, – говорит Илья Давыдов, – что после пожара эти постройки не восстанавливались.
Этот пожар подвел некую черту под очередным периодом существования Нарвы. Инфраструктура того периода погибла в огне и больше не восстанавливалась. Само место после этого заровняли, участок расширили и определили под торговую площадь.
Пожары, судя по доступным письменным источникам, в период средневековья и раннего нового времени были в Нарве частым явлением. В 1558 году, к примеру, Нарва сгорела практически вся. Большой пожар случился также в 1610 году, именно с ним и связывает археолог трагедию на месте нынешней Ратушной площади.
Этот пожар подвел некую черту под очередным периодом существования Нарвы. Инфраструктура того периода погибла в огне и больше не восстанавливалась. Само место после этого заровняли, участок расширили и определили под торговую площадь.
Можно прибавить несколько десятков лет
Случилось на этой урожайной неделе еще одно открытие. В северо-восточном углу ратуши при обкопке внешнего периметра ее фундамента были обнаружены, как трактует увиденное Илья Давыдов, остатки более старой застройки. Здесь, предположительно, стоял дом еще в средние века. Здание, очевидно, сильно пострадало при пожаре, его снесли, а фундамент частично использовали при строительстве ратуши.
То есть нынешнее открытие меняет наше представление об истории появления ратуши, напоминая о том, что на этом месте ранее уже что-то находилось, пространство не было пустым.
Судя по размеру дожившего до нашего времени основания здания, это был большой купеческий дом, выложенный из камня. Значит ли это, что возраст нарвской ратуши с учетом новых открытий увеличивается?
– Ратуша была построена в более – менее известное нам время: в 1668-1671 годах, но в объем строящейся ратуши были включены элементы более старого дома, – подтверждает Илья Давыдов.
Ну что ж, старине, в отличие от многого другого, прибавка в возрасте только на пользу.
Фото: Татьяна Завьялова