Vaba Lava вновь открывается: нужен ли Нарве такой театр?

Опасения, что нарвский театральный центр Vaba Lava закроется из-за нехватки финансирования со стороны государства, оказались преувеличенными. Это доказала и состоявшаяся в прошлую субботу пресс-конференция, в ходе которой журналисты познакомились с новым куратором Vaba Lava Харальдом Розенстремом и программой спектаклей на ближайшие полгода. Радуются ли новому сезону и тому, что «Свободная сцена» все-таки остается с нами, наши горожане? Выясняла «Нарвская газета».

Признаюсь честно: моя попытка провести блиц-опрос перед зданием театрального центра ни к чему хорошему не привела. Случайные прохожие охотно останавливались, но, услышав вопрос «Какие спектакли вы здесь посмотрели?», молча уходили.

В конце концов, наверное, не так-то просто случайно встретить за полчаса на улицах Нарвы хотя бы 3–4-х театралов. Особенно учитывая, что единственное современное театральное здание появилось в нашем городе всего три года назад, причем половина этого срока пришлась на пандемию.

Каждый раз зал был полон

Поэтому пришлось искать театралов среди своих знакомых. Первая, к кому я обратилась – моя коллега, выпускающий редактор «НГ» Светлана Зайцева, которая никогда не упускает из виду значимые светские мероприятия.

В Vaba Lava Светлана посмотрела «Разлом», «Когда придут поджигать твой дом», «Моя эстонская бабушка», «Человек из КГБ» и «Мещан» Горького, и каждый раз зал был полон.

«Экспериментальный театр не скажу, чтобы очень любила, но я благодарна театральному центру за то, что он дает нам возможность познакомиться с таким искусством. И именно поэтому я считаю, что «Свободная сцена» Нарве нужна, и это надо ценить. А понравится или не понравится тот или другой спектакль – это уж личное дело каждого. Мне, например, очень понравились спектакли «Когда придут поджигать твой дом» и «Человек из КГБ», в которых об очень серьезных и важных вещах говорили так, что зритель мог и похохотать.

Что можно было бы сделать лучше? На мой взгляд, Vaba Lava должна четко представлять, к какому зрителю она обращается. Куратор должен думать о том, что за публика придет в зал и какая тема может ее захватить. Я бы сказала, что Vaba Lava немного не хватает легкости. Разумеется, театр должен говорить о важном и даже болезненном, но ведь и об этом можно говорить по-разному. Человеку иногда хочется отодвинуться от проблем – у него и самого их хватает. Нужен баланс между серьезным и легким репертуаром. А когда ты заранее знаешь, что в этом месте ты будешь смотреть спектакли в основном о тяжелых сторонах жизни – это не совсем правильно. Например, на спектакле «Разлом» зал был полон, а после спектакля, как это нередко бывает, началось стихийное обсуждение, и многие зрители говорили: а почему вы только это увидели в Нарве и рассказали истории маргинальных людей? Конечно, у режиссера есть право на собственное видение, но я слышала, как многие зрители потом говорили: «Да ноги моей здесь больше не будет!», – вспоминает Светлана.

Если кто-то говорит: «Нет, нам этот театр категорически не нравится!»,то скорее всего, он просто здесь еще не был.

Театр начинается с буфета

Школьный учитель Наталья Лесина – режиссер школьных и молодежных любительских спектаклей с многолетним стажем и, разумеется, также заядлый театрал. До пандемии успела посмотреть несколько спектаклей, и все понравились. 

«Да, я тоже слышала, мол, спектакли там – просто жесть, но сама каждый раз попадала на исключительно удачные постановки – говорю об этом не только как зритель, но и как режиссер. Больше всего понравился спектакль «Пять граммов» – о том, как обычный парень превращается в наркомана. Ходила на него вместе со своей «театральной» молодежью, и они просто в восторге были – играл всего один актер, но так, что не оторваться было. Ребята потом говорили: «Вот, оказывается, как можно и нужно играть», – рассказала Наталья. Ей также очень импонирует современное оформление здания и сцены. «Во все это просто сразу влюбилась», – признается она. Ну, а минусы? «Минус один, но очень большой. Нет хорошего буфета, а ведь всем известно, с чего театр начинается: с вешалки, с буфета. Все же не надо забывать, что мы приходим на светское мероприятие, и публике нужен антракт в 20 минут, чтобы посидеть за чашечкой горячего кофе или рюмочкой коньяку, обсудить спектакль со своими знакомыми. А здесь вначале был холодный кофе, потом появилось кафе, где люди каждый день обедали. В театре перед началом спектакля не должно пахнуть котлетами! На мой взгляд, это серьезный минус», – считает Наталья.

Пока не театралы

Мог ли театральный центр больше прийтись по душе молодым горожанам, если бы интегрировался с местными, пусть и любительскими, но интересными театральными труппами? «Да, мы, сообщество режиссеров любительских театров, когда-то мечтали об этом – иногда очень хочется показать свою успешную работу, подготовленную для школьного театрального фестиваля, хотя бы еще один раз.

Но, наверное, это сложно с финансовой точки зрения, и в этом плане я могу понять театральный центр, которому нужно зарабатывать деньги, тем более в нынешнее сложное время», – ответила режиссер.

Даниил Волоцкой – молодой нарвитянин, чье хобби – съемка любительских художественных фильмов, говорит, что с удовольствием смотрит сильные и необычные постановки. Такие, как «Ошибка 403» – политический спектакль, посвященный белорусским событиям, который был показан в рамках фестиваля Свободы.

Но ходит он на спектакли редко. «Мне не хватает информации о предстоящих спектаклях: хочется, чтобы были афиши или хотя бы список спектаклей сезона у здания театрального центра. Конечно, сейчас все ищут информацию в соцсетях, и я бы, наверное, находил ее там, будь я заядлым театралом. Но я пока не такой», – говорит Даниил.

Норвежский куратор: община важна

Новый куратор Vaba Lava Харальд Розенстрем – норвежец, но неплохо знает русский язык: у него русская жена, он семь лет прожил в России и, что, наверное, больше всего может импонировать местной публике и выглядит как «знак качества» – учился театральному мастерству у Кирилла Серебренникова.

Новый куратор признается, что пока очень мало знает не только о Нарве, но и об Эстонии, но за два года работы по контракту надеется узнать еще многое. Он согласен с тем, что куратору важно знать, чем живет местная община. Программу нового сезона он составлял, исходя в основном из скандинавской тематики.

Новый куратор «Свободной сцены» Харальд Розенстрем считает, что контакт с местной общиной очень важен.

Но открывать сезон 19 февраля будет спектакль «Сахаров», поставленный лауреатом «Золотой маски» Марфой Горвиц, который куратор всем советует посмотреть. Во-первых, режиссер интересный, во-вторых, сама идея – спектакль основан на записках жены Сахарова и позволяет взглянуть на одного из создателей ядерной бомбы и самого известного советского диссидента с точки зрения его близкого человека.

Можно ли делать экспериментальные спектакли, которые одновременно были бы интересны широкой публике в Нарве? «Для Vaba Lava важно, чтобы люди шли в театр. Существовать в диалоге с местной публикой и делать спектакли, которые для нее интересны, конечно, важно. С другой стороны, если мы видим на сцене не то, к чему привыкли, это не всегда плохо. Первое, что нужно сделать – это придти в театр и посмотреть, быть открытым к тому, что не всем понравится, но может оказаться интересным и полезным», – считает куратор.

В январе «Свободная сцена» трижды покaзала спектакль о Нарве и нарвитянах Minu Narva-Моя Нарва, который был тепло принят публикой.

Директор «Свободной сцены» Мярт Меос, напротив, сказал «НГ», что представление о Vaba Lava, как о театре исключительно экспериментальном, сильно преувеличено: да, были здесь и экспериментальные спектакли, и это – хорошо, потому что после них были обсуждения и людям это нравилось. В Эстонии кроме Нарвы только в Таллинне можно увидеть столько разных театров. В Нарве в 2019 году побывало 29 театров, а спектаклей было еще больше – почти 60. «Здесь Русский театр дает свои спектакли, маленькие эстонские театры, питерские театры играют здесь. Каждый что-то может найти по своему вкусу. Поэтому если кто-то говорит: «Нет, нам этот театр категорически не нравится!», то скорее всего, он просто здесь еще не был», – считает директор.

НЕЛИШНЕ СПРОСИТЬ

– Если возвращаетесь к работе и вcе в порядке, значит, средств со стороны можно и не получать?

Алан КАЛДОЯ, председатель совета Vaba Lava:

– Мы просто увеличиваем свои риски, из собственных средств, в надежде, что ситуация изменится. До сих пор нарвский налогоплательщик поддерживает театры Тарту и Таллинна. Так как эти театры получают из госказны по 80 евро на жителя. Тартуский «Ванемуйне» получает в год 8 млн евро госдотации, а в городе 100 тыс. жителей. Мы спрашиваем для нарвского Vaba Lava 250 тысяч, что на жителя получается около 5 евро в год. Нам этого не дают 3 года, но мы все равно продолжаем бороться. Чтобы быть на уровне с Тарту, тут могли бы создаться еще пятнадцать Vaba Lava. В Раквере и Вильянди – это больше 100 евро на жителя. Там гостеатры, а мы просто созданы «неправильно». Хотя зрителю, по-моему, все равно: они смотрят спектакли. Мы свою борьбу продолжаем и надеемся, что победим.

Проект создается в рамках программы Media Content Diversification Campaign при поддержке Балтийского центра развития СМИ (@balticmediacentre).
Ирина Токарева
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *