Кладбище для домашних животных в лесу между Нарвой и Нарва-Йыэсуу беспокоит горожан из-за близости к их дачам, да и выглядит довольно убого. Фото: Ирина Токарева

Нарвитянка Ольга хранит дома прах своей овчарки, которая была любимицей семьи в течение 15 лет: незатейливый фанерный ящичек с прахом, присланный полтора года назад из крематория в Ванакюла, больше просто некуда деть.

«Собирались прах развеять, но ведь это все, что осталось от нашей милой Аси, верного друга, преданного члена семьи. 

Память о любимой собаке нарвитянке Ольге дорога, но хранить коробочку с ее прахом приходится дома – других вариантов нет. Фото: частный архив

 

Жалко стало. Вот и храним дома. Вначале нам было от этого как-то не по себе, потом привыкли.

А как быть? Ведь официально разместить урну с прахом домашнего животного в Нарве негде», – рассказала «НГ» Ольга. И Ольга, и многие другие горожане знают, что в Нарве похоронить домашнего питомца, не нарушая закон, – настоящая проблема.

Похоронить – проблема, особенно зимой

Если нет собственного дома или дачного участка, то необходимо выехать за город, найти удаленное от жилья место и вырыть достаточно глубокую могилу, чтобы ее не могли раскопать дикие животные. Сделать все это самостоятельно весьма непросто, особенно если смерть животного пришлась на зимнее время, когда земля твердая и выкопать своими силами могилу достаточной глубины вообще нереально. «Наша Ася умерла в феврале, было очень холодно, и от мысли, что теперь делать, голова шла кругом», – вспоминает Ольга.

Ольга обратилась за советом в нарвскую ветклинику Linnafauna, где ей предложили кремацию. Клиника сотрудничает с Eesti Lemmikloomade krematoorium, крематорием для домашних питомцев, который находится в деревне Ванакюла под Таллинном, но выполняет заказы на кремацию по всей Эстонии. Индивидуальная кремация овчарки обошлась Ольге в 200 евро. И только потом, уже получив на руки коробочку с прахом, Ольга поняла, что держать его, кроме как в собственной квартире, негде.

Ольга рассказывает, что побывала на неофициальном кладбище для домашних животных, которое находится в лесном массиве между Нарвой и Нарва-Йыэсуу… «Мне там не то чтобы не понравилось, но показалось как-то неправильно хоронить животное в лесу, где люди гуляют, собирают грибы и устраивают пикники. К тому же все знают, что “кладбище” там незаконное», – поделилась наблюдениями нарвитянка. «Было бы неплохо, если бы наша мэрия занялась этим вопросом. Ведь раз это “кладбище” растет так быстро, значит, людям оно нужно. Так почему бы не предложить предпринимателям сделать все официально, чтобы все было, как положено?» – предлагает Ольга.

Кладбище или колумбарий

Предприниматель Ирина Леонович, занимающаяся ритуальными услугами, еще лет десять назад обращалась в нарвскую мэрию с проектом создания под Нарвой кладбища для домашних питомцев. «Я видела такие кладбища в других городах, например, в Риге – это очень трогательно и красиво, когда люди проводят церемонии прощания со своими питомцами, а потом приходят их навестить. Жаль, конечно, что тогда ничего из этого не вышло», – рассказала Ирина «Нарвской газете». По ее словам, тогда в мэрии ей сказали, что подходящего участка земли под Нарвой нет, да и вообще особого интереса к этой теме не проявили. «Если вдруг такая заинтересованность появится, я бы попробовала. Возможно, можно было бы выделить участок в районе Сийвертси, например», – говорит она.

Нам бы очень хотелось, чтобы животных хоронили в официально отведенном для этого месте на территории Нарвы, а не рядом с нашими дачами. Так дальше нельзя. Это – наша просьба к новой власти.

Многие владельцы домашних питомцев считают, что стоит попробовать открыть под Нарвой хотя бы колумбарий для домашних животных, где можно было бы официально хранить урны с прахом домашних любимцев, для чего участок земли потребовался бы совсем небольшой. Но будет ли колумбарий востребован? В ветклинике Linnafauna «НГ» рассказали, что в последнее время по поводу кремации к ним обращаются примерно раз в месяц, то есть не так уж часто. Индивидуальная кремация домашнего животного, согласно прейскуранту крематория в Ванакюла, обходится в сумму от 65 до 280 евро, в зависимости от веса. Отпугивает ли клиентов цена или люди в принципе не осведомлены о такой возможности, в клинике сказать затруднились.

В Нарва-Йыэсуу места нет

Пока одни нарвитяне страдают от того, что нет возможности похоронить своего питомца официально, другие переживают, что незаконное собачье кладбище под Нарвой с каждым годом растет. Недавно наши читатели в очередной раз обратились по этому поводу к «НГ». Садоводы из «Энергетика-2» и «Зари» беспокоятся из-за того, что кладбище все больше приближается к их садовым товариществам. «Этот вопрос неоднократно поднимался в печати, но захоронения продолжаются», – говорит одна из садоводов, нарвитянка Зоя.

 

Фото из частного архива:

Действительно, у себя в редакции мы постарались подсчитать, сколько раз вопрос о кладбище для домашних животных поднимался в СМИ. За последние десять лет – точно не меньше десяти раз, как в республиканских, так и в местных изданиях, включая нашу газету. В последний раз «НГ» обращалась к этой теме два года назад и выяснила, что незаконное кладбище, вероятно, нарушает целый ряд требований к захоронениям животных: от достаточной глубины захоронения до условия, что животное при жизни не болело опасным инфекционным заболеванием. Ведь на неофициальном кладбище никто соблюдение этих требований не контролирует.

Максим Ильин, мэр Нарва-Йыэсуу – самоуправления, на территории которого находится неофициальное собачье кладбище, сказал «НГ», что он с этой темой знаком, мало того, к нему регулярно обращаются с вопросами по поводу этого кладбища различные республиканские издания. Он подтвердил, что большая часть земли, на которой хоронят животных, находится в руках частного собственника. «Не исключено, что мы сделаем ему предписание, если он на своей земле допускает нарушение закона. Но что касается самой проблемы, то самый простой выход – чтобы власти Нарвы решили вопрос с официальным кладбищем», – считает Максим Ильин.

 

 

По его словам, на территории Нарва-Йыэсуу для такого кладбища места точно нет. «Мало того, несколько лет назад потребовалось вырубить участок леса для того, чтобы расширить кладбище в Рийгикюла, и когда возникла задержка с получением разрешения на вырубку, мы едва не столкнулись с проблемой, что негде будет людей хоронить», – вспоминает мэр.

Садоводы: кладбище вредит здоровью

В сентябре садоводы обращались в нарвскую мэрию. «Кладбище не соответствует санитарным нормам и представляет угрозу для здоровья людей. Дикие звери раскапывают могилы и разносят останки животных, из-за чего в воздухе витает неприятный запах и возрастает риск инфекций», – писали они.

Обращались садоводы и к зампреду Нарвского горсобрания Наталии Умаровой. «Выезжала с ними на место, люди мне все показали. Проблема есть, и я буду этой темой заниматься обязательно, не брошу ее», – сказала «НГ» депутат. Умарова также считает, что под Нарвой нужно найти место для кладбища для животных или хотя бы для колумбария. «Нам бы очень хотелось, чтобы животных хоронили в официально отведенном для этого месте на территории Нарвы, а не рядом с нашими дачами. Так дальше нельзя. Это – наша просьба к новой власти», – подытожила Зоя.

С этим согласны и владельцы домашних животных. «Наш Максик похоронен там, в районе Рийгикюла, он ушел от нас пять лет назад. Да, похоронили незаконно и памятник поставили, а что делать? Но боимся, что в один прекрасный день это кладбище просто снесут. Раз оно незаконное, да еще и на частной земле, владелец может сделать это в любой момент. Хорошо бы, чтобы для кладбища землю выделила мэрия», – высказала «НГ» свое пожелание нарвитянка Ирина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *