Автомобильный коврик демонстрировался в суде по делу о штрафе за «символ агрессии». Фото из личного архива

В январе этого года Идаская префектура полиции оштрафовала нарвитянку Ирину на сумму 400 евро за то, что в салоне ее автомашины на приборной панели находился резиновый мат в форме карты России в общепризнанных границах, окрашенный в цвета российского триколора.

Штраф был выписан за наличие в машине «символа, связанного с агрессивными актами Российской Федерации и совершенным в Украине геноцидом». Женщина обратилась в суд, и в конце марта Вируский уездный суд снял с нее неправомерный штраф.

 

 

Не символ, а просто коврик с ключами
В конце прошлого года рано утром Ирина пересекала границу в Нарве. Коврик в форме очертаний карты России, который женщине подарили лет десять назад, как обычно, находился на приборной панели. На нем лежали ключи и другие мелкие предметы. При осмотре машины на границе сотрудник погранохраны, заметив коврик, позвал другого сотрудника Департамента полиции и погранохраны, который и составил протокол о нарушении.

По словам защитника Ирины, нарвского юриста Александра Гамазина, составленный протокол и штраф были неправомерными, с чем согласился и Вируский уездный суд. Александр Гамазин рассказал «Нарвской газете», какие аргументы он привел в суде, защищая Ирину.

Во-первых, подчеркнул юрист, когда речь идет о запрещенном символе агрессии, должна иметь место его публичная демонстрация, чего в данном случае не было. Разумеется, Ирина в 4 часа утра в темную декабрьскую ночь не то что не хотела, а даже не могла физически демонстрировать кому-то снаружи то изделие, которое находилось внутри автомобильного салона. Ей и в голову не пришло, что такой бытовой предмет кто-то будет вообще осматривать.

«Следовательно, этот предмет не демонстрировался для окружающих – участников дорожного движения или для пешеходов, а находился в салоне исключительно для нужд водителя или его пассажира. Подчеркну, что экспонирование символа всегда предполагает вызывающий показ, желание спровоцировать реакцию окружающих (например, «А я вот против вашего запрета!», или «А я за Россию в этой войне!» и т.п.), то есть должен быть умысел на нарушение запрета показывать запрещенный символ», – пояснил юрист.

Карту России можно увидеть в учебниках
Что касается самого вида автомобильного коврика в форме очертаний карты РФ и надписи «Россия» на нем, то, подчеркнул юрист, очертания какого-либо государства, в том числе агрессивного или террористического, сами по себе не могут быть символом агрессии и геноцида в Украине, если только это картографическое изображение не включает в себя, например, аннексированные территории.

Поскольку рассматриваемый бытовой предмет имеет общепризнанный абрис Российской Федерации, то это картографическое изображение России не является противоправным.

«Поскольку рассматриваемый бытовой предмет имеет общепризнанный абрис Российской Федерации, то это картографическое изображение России не является противоправным. Оно экспонируется, в частности, в передачах Эстонского телевидения, например, в комментариях военных экспертов. Оно сохраняется в учебниках по географии и в библиотечных атласах, а также на обложках книг в магазинах Эстонии», – повторил юрист аргументы в защиту Ирины, которые он приводил на суде. В частности, карта России иллюстрирует обложку  книги Маши Гессен “Tulevik on ajalugu: kuidas totalitarism Venemaal taas maad võttis” («Будущее – это история. Как тоталитаризм снова завоевал Россию» – ред.), которую можно увидеть во многих книжных магазинах и супермаркетах.

Книга Маши Гессен демонстрировалась в суде по делу о штрафе за «символ агрессии». Фото из личного архива.

Александр Гамазин согласен, что и само по себе изображение России, без сомнения, вызывает раздражение (и даже более сильные чувства) у многих лиц, кто потрясен агрессивной войной России в центре Европы. «Но KarS § 151¹ lg 1 регулирует не чувства должностных лиц, связанные с образом нынешней России, а действия частных или юридических лиц, которые умышленно выставляют символы, связанные с конкретными действиями Российского государства, а именно – с военной агрессией и геноцидом РФ», – подчеркнул он.

Юрист: закон регулирует не эмоции, а действия людей
Но даже, повторяет защитник, если некий символ явно связан с действиями геноцида и/или военными преступлениями, то для полного состава KarS § 151¹ lg 1 необходимо, чтобы демонстрирование этого предмета производилось таким образом, чтобы оно (это действие обвиняемого в проступке лица) поддерживало или оправдывало агрессию, геноцид или военные преступления.

По словам защитника Ирины, нарвского юриста, Александра Гамазина, составленный протокол и штраф были неправомерными. Фото: архив "НГ".

 

«А каким образом 10-летнее нахождение резинового автомобильного коврика в автомашине, которой управляла Ирина, является поддержкой или одобрением военной агрессии России в Украине? Никаким, поскольку это пребывание предмета внутри автомашины ни на кого не направлено, ни на кого не воздействовало в качестве призыва или в качестве отношения к войне России в Украине», – пояснил Александр Гамазин.

Суд с аргументами нарвского юриста согласился и отменил решение PPA, а также прекратил процесс по проступку из-за отсутствия состава данного правонарушения. Также суд постановил возместить Ирине понесенные ею расходы на оказание правовой помощи, а «вещественное доказательство» – тот самый пресловутый коврик – вернуть владелице автомашины.

2 комментарии
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *