Фото: Наталья Соболева

Татьяна и двое ее детей сбежали из родного Волчанска, города в 60 км от Харькова, из-под бомбежек. В Эстонию они ехали через Белгород, Санкт-Петербург и Ивангород. 

Сначала хотели в Венгрию, но испугались сложного языка и в июне вернулись в Нарву – город, где нет ни родственников, ни знакомых. 

Но зато была квартира, которую можно было арендовать – “наследство” от подруги, которая короткое время жила в Нарве.  

Татьяна говорит, что в Нарве семье нравится: “Город такой чистый, улицы широкие, дома похожи на наши в Харькове и Волчанске”. Кроме того, “все говорят на русском языке, куда ни пойдешь – все понятно. С 1 августа я пойду на курсы эстонского, не знаю уж, как дело пойдет, но сейчас никаких языковых проблем нет.”

Одиннадцатилетний Глеб и пятилетняя Варя вместе со своей мамой — беженцы с Украины. Татьяна, мама детей, говорит, что им повезло: аренда на квартиру в Нарве, где они сейчас живут, досталась, можно сказать, «по наследству» от ее подруги, которая некоторое время жила в Нарве. Фото: Светлана Зайцева

За июнь семья заплатила за аренду 200 евро, с оплатой помогли родственники из Украины. 

Следующая тревога – насколько вырастет эта сумма зимой из-за роста цен на электричество и тепло. В Волчанске у Татьяны остался муж, у которого работа то есть, то нет.

19 июля Татьяна с детьми  пришла в Департамент социальной помощи на Мальми, 5 а, чтобы понять, на какие пособия она может рассчитывать – хотя надеется, что ей это не понадобится.

“Ну, ведь война все же скоро закончится, правда?! И мы скоро вернемся в свой дом,” – говорит она.

Что надо знать о помощи

По информации Нарвского Департамента социальной помощи, на 18 июля  в департамент обратилось 573 военных беженца из Украины.

“К нам обращаются как те, кто уже оформил временную защиту и зарегистрировал свое место жительства в Нарве, так и не имеющие официального статуса в Эстонии лица”, – говорит Алла Оявере, старший специалист отдела здоровья и социальной работы. 

Департамент может предоставить информацию о пособиях и компенсациях, медицинской помощи, получении места в детском саду и школе, трудоустройстве.

“По сути становимся опорными лицами для человека или целой семьи и ведем их,” – говорит Оявере.

Через департамент беженцы могут получить временный приют (в социальном доме на Маслова, 3) на день-два, но он не помогает беженцам в поиске и обустройстве постоянного жилья. 

Беженцы могут также ходатайствовать в департаменте о единовременной компенсации для покрытия расходов на начало аренды жилья.

С 1 июня максимальный размер единовременной компенсации составляет 1200 евро, для заключенных до 31 мая договоров и понесенных расходов компенсация составляет 900 евро. 

Самоуправление вычитает 50 евро за административные расходы, связанные с заключением договора. Подробная информация о компенсации есть на интернет-страничке Нарвы www.narva.ee.  

В компенсацию, которую можно получить единожды, входят такие расходы: маклерское вознаграждение, залог за квартиру, оплата аренды первого месяца, покупка необходимой бытовой техники или мебели, необходимых для ремонта принадлежностей.

“Все эти расходы должны быть подкреплены чеками,- поясняет специалист Департамента социальной помощи Нарвы Ираида Колтакова. – То есть человек сначала делает покупки (в том числе и по безналичному расчету), предоставляет нам документы и лишь затем получает причитающуюся компенсацию”.

“Нельзя представить чеки сначала на 300 евро, через какое-то время еще на 500 и потом еще на 300 евро”, – говорит Колтакова.

С 1 июля 2022 года о единовременной компенсации для покрытия расходов на начало аренды жилья ходатайствовали только 14 украинских семей.

“Могу предположить, что, понимая условия компенсации, беженцы тщательно продумывают, что им действительно необходимо в первую очередь для старта на новом месте. Многие, вероятно, покупали что-то с рук или брали вещи в дар. Может быть, съемные квартиры достаточно благоустроенные,” – говорит Колтакова.

 

Кроме единоразовой компенсации, беженцы с низким уровнем дохода могут оформить прожиточное пособие, которое можно получать каждый месяц.

Сегодня оно составляет 200 евро на первого взрослого члена семьи, 160 евро на каждого последующего члена семьи и на несовершеннолетнего члена семьи по 240 евро.

“Если человек снимает квартиру или дом и, следовательно, должен оплачивать расходы на оплату жилья, то к заявлению о прожиточном пособии необходимо приложить договор аренды и документы, подтверждающие расходы на жилье, – говорит Алла Оявере.

Среди получающих такое пособие в Нарве приблизительно 200 украинских беженцев.

«Украинцев просим не беспокоить»… и другие сложности аренды

Но, даже имея деньги, украинцам не так просто найти в Нарве съемное жилье. Причин этому несколько, рассказывает Виктория Роози, руководителем Нарвской конторы DOMUS Kinnisvara.

Руководитель Нарвской конторы DOMUS Kinnisvara Виктория Роози (на фото справа) и консультант по недвижимости DOMUS Kinnisvara Вера Петерсон говорят, что практически каждый день они принимают звонки по поводу аренды жилья. Но свободных квартир нет. Фото: Светлана Зайцева

Во-первых, украинцы были активными арендаторами и до начала войны, поскольку в Нарве идут большие стройки, где они работают. Для них жилье практически всегда бронируют эстонские строительные фирмы.

“В декабре 2021 года — начале января нынешнего строители забронировали у нас практически все свободные квартиры,”- говорит она. 

Роози отметила, что очень редко, но бывали случаи, когда украинские рабочие не очень аккуратно обращались с арендуемым имуществом, что периодически порождало слухи в социальных сетях и, как результат, некоторые арендодатели писали в объявлениях, что не хотят сдавать квартиру украинцам.

В Нарвской конторе DOMUS Kinnisvara нам сказали, что никаких эксцессов с арендой квартир украинскими беженцами не было. В агентстве говорят, что встречались с противоположным отношением: когда хозяева квартиры оставили своим арендаторам — украинской семье беженцев –  записку с добрыми словами «Мы рады, что вы будете здесь жить» и клиентские карточки всех нарвских магазинов.

“Мир не без добрых людей, – говорит Вера Петерсон,  консультант по недвижимости DOMUS Kinnisvara. – Это было трогательно. У людей слезы на глаза навернулись».

После 24 февраля также возникли слухи, что арендодатель не имеет права выселить беженца, так как его нельзя лишать крова над головой. Но это не соответствует действительности, говорит Тоомас Йыгева, руководитель проекта Министерства социальных дел по долгосрочному размещению беженцев. “В отношении украинских военных беженцев действует то же законодательство, что и для резидентов Эстонии. При заключении договора аренды жилья арендодатель и наниматель могут заключить договор на устраивающих их условиях и дальше придерживаться этого договора.”

Образцы договоров на русском и эстонском языках доступны на сайте министерства.

В марте DOMUS Kinnisvara, рассказывают Виктория и Вера, провела акцию — сдача квартир без оплаты услуг маклера, плюс беженцы платили только за коммунальные услуги. Участвовать в ней или нет, принимали решение сами собственники квартир. На таких условиях сдали около 10 квартир. 

Также украинцам сложнее найти квартиру в аренду, когда они не могут точно определить срок, на который надеются остаться. Многие хотят вернуться домой как можно скорее, а арендодатели предпочитают заключать договоры на длительный срок – полгода и больше.

Спрос на аренду со стороны украинцев, а также россиян, приехавших в Нарву в основном из Санкт-Петербурга и Москвы, привел также к росту цен на аренду, говорят специалисты DOMUS Kinnisvara.

Аренда двухкомнатной квартиры с ремонтом может достигать 300 — 350 евро, без ремонта ниже.

Также есть спрос и на рынке продажи недвижимости. “Такого давно не было, чтобы на продажу было выставлено 120 объектов, – говорит Виктория. – Это косвенное влияние войны на Украине — повышение цен на энергоносители, на отопление. Пожилые одинокие люди, проживающие в трехкомнатных квартирах, понимают, что содержать свою недвижимость теперь будет не по силам.”

Вера Петерсон говорит, что основная проблема все-таки с арендой. “Очень часто украинские беженцы говорят, что согласны проживать и впятером в однокомнатной квартире, или семь человек — в двухкомнатной. Основные наши клиенты — это семьи, с детьми, с бабушками, дедушками. Но мы отговариваем — и их, и самих собственников квартир, ведь представьте себе, какая амортизация жилья идет в таком случае.”

Звонки по поводу аренды раздаются в их агентстве практически каждый день. Но сдавать нечего. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *