Новый способ проведения досуга пытается укоренить в Нарве Виктор Дубакин, пенсионер с «богатым прошлым». В свое время успешный бизнесмен, а сейчас социальный предприниматель с массой идей и с минимумом внешней поддержки, как он позиционирует себя.
Ремонтное кафе (Repair Café) – это, объясняет нам интернет, в широком понимании организация, а в узком – помещения, где люди собираются для того, чтобы отремонтировать собственными руками, но с помощью наставников, сломанную или поврежденную вещь.
Концепция ремонтных кафе была придумана Мартиной Постма, голландским экологическим активистом и бывшим журналистом. Первое Repair Café было открыто в 2009 году в Голландии.
В начале этого месяца в Фэйсбуке появилось объявление, что заведение подобного типа открывается в Нарве. Кафе или, что было бы точнее, клуб под названием «Чиним сами» через пару дней после этого уже действительно можно было найти по указанному адресу – Вакзали , 19.
«А потом я создал университет, затем второй…»
На момент посещения кафе вашим корреспондентом в нем находился только автор объявления, он же создатель заведения – Виктор Дубакин. Беседа с Виктором получилась непродолжительной, но крайне содержательной. Пробежались по трудовому пути создателя кафе, ведь даже школьнику сегодня известно, что одного лишь энтузиазма для успеха нового дела недостаточно.
Карьера моего собеседника, по крайней мере в его пересказе, выглядела довольно внушительно даже по этим двум фрагментам.
«В 82-м году в Таллинне я открыл подростковый клуб. Это был список из 500 ребят, причем отпетых хулиганов. Я со всеми справился… А потом я создал университет, затем второй, и тоже все получилось». « Когда я в Таллинне был успешным предпринимателем, весь Дом офицеров был в моем распоряжении, и весь он бурлил. Внизу дискотека, там университет, там языковые курсы нового типа (у меня люди по-эстонски уже через неделю говорили)».
Поработал бизнесмен и в Петербурге. Но многие проекты Виктора Дубакина, по его словам, сошли на нет или так и не реализовались по вине представителей власти.
А на вопрос о конкретных профессиональных компетенциях он отвечает так: более 20 профессий с высшими разрядами: сапожник, портной; занимался военной электроникой, звукозаписью, шоу-бизнесом…
Чай-кофе можно будет попить в самом деле, можно угоститься чем-то вкусненьким, если посетители клуба захотят порадовать друг друга. Можно будет послушать музыку, посмотреть фильм. Менее ясно, как все будет обстоять с ремонтом.
– А вообще я большой эгоист, – несколько неожиданно резюмирует Виктор.– Меня невозможно заставить делать то, что мне не доставляет удовольствия. К примеру, выпить, покурить, выругаться матом…
Ремонтируйте и развивайтесь
И вот теперь Виктор с удовольствием занялся Repair Café. Это, как выясняется, набирающая все большую популярность форма полезного проведения досуга; в Европе насчитывается около полутора тысяч таких заведений. Виктора же ремонтное кафе заинтересовало тем, что имеет широкий спектр действия: возвращает вещам вторую жизнь, дарит их хозяевам приятное общение. Есть тут место и для самообразования, ведь наставник только направляет тебя, а в остальном – книги и интернет тебе в помощь.
– Вот видите, лежит складной велосипед: чинили мама с сыном, – говорит Виктор.
Но, замечаю про себя, не дочинили. К чему же такая морока: не лучше ли пойти и купить новый?
Как бы прочитав мои мысли, Виктор поясняет: дело даже не в том, что можно не тратиться на новую покупку, а еще и в том, чтобы не захламлять окружающую среду. Отремонтированный велосипед, если вам он уже не нужен, можно ведь и подарить…
Но, как становится понятным из нашего разговора, ремонтным кафе Виктор занялся еще и потому, что просто не может сидеть без дела.
Лайки есть, посетителей нет
Без дела он остался, когда Центр помощи украинским беженцам «Друзья Мариуполя», который располагался на Вакзали, 19, и где пенсионер трудился в качестве волонтера, свернул свою деятельность. В отсутствие внешней поддержки его сил хватает теперь только на прием вещей от горожан.
– Вот я и решил: займусь ремонтным кафе, уже за свой счет, благо, что в помещениях арендодатель пока не отказывает, – говорит пенсионер, чей постоянный доход – это народная пенсия в сумме 275 евро.
Впрочем, слово «кафе» присутствует в этом словосочетании в большей степени декоративно. Чай-кофе можно будет попить в самом деле, можно угоститься чем-то вкусненьким, если посетители клуба захотят порадовать друг друга. Можно будет послушать музыку, посмотреть фильм.
Менее ясно, как все будет обстоять с ремонтом. «Ремонтная база» тут пока более чем скромная: так, по крайней мере думаешь, когда замечаешь на подоконнике паяльник старого образца. Однако Виктора это не смущает: найдем все, что надо, только приходите.
Но с посетителями пока складывается не очень успешно.
– За пять дней вы первая, – с подкупающей непосредственностью говорит Виктор Дубакин. Что звучит несколько странно, ведь первое объявление о создании кафе собрало около 500 лайков, и комплиментов автору было высказано немало.
– Если будет продолжаться в том же духе, через месяц арендатор мне скажет: ну вот, никому это не нужно… Но мы будем надеяться на лучшее», – подытоживает наш разговор неуемный пенсионер.