Рагнар Нурк (крайний слева) руководит работами по исследованию погребенных в земле конструкций бастиона и по ходу дела отвечает на вопросы нарвских любителей истории.

На прошлой неделе на бастионе, чье положение три десятка лет назад назвали катастрофическим, было проведено исследование. В ходе работ была собрана информация, необходимая для составления проекта реставрации этого ценного архитектурного и исторического объекта.

Вопрос о необходимости заняться спасением бастиона Глория в 90-е годы минувшего века поставил перед городом большой знаток и защитник нарвской старины, специалист по охране памятников Нарвской горуправы Александр Никитюк.

Бастион Глория (лат. Слава) хорошо просматривается с внешней стороны крепостного рва у здания бывшей инфекционной больницы. И столь же хорошо видно, в каком критическом состоянии находится эскарпная стена этого бастиона.

Во вторник, 3 октября, на объекте вовсю кипела работа: под руководством археологов Виллу Кадакаса и Рагнара Нурка проводилось исследование скрытых в земле конструкций бастиона. Основной целью исследования был сбор информации о степени сохранности конструкций бастиона, выявление аварийных участков и выяснение причины их разрушения. Заказчиком работ выступал владелец территории – Нарвский музей.

«У бастиона Глория было два схода в казематы. Спустившись по ним, можно было скрытно пройти по периметру бастиона.

Параллельно, поясняет археолог и известный в нашем городе популяризатор нарвского исторического наследия Илья Давыдов, команда исследователей решала задачу по сбору информации о конструкциях и этапах строительства бастиона.

Оба схода в подземную галерею были открыты только несколько дней. Если начнется реновация бастиона, их снова откопают.

Бастион Глория, детище Эрика Дальберга, обладал в системе нарвских фортификационных сооружений особой значимостью, поскольку прикрывал наиболее уязвимый для обороны северо-западный участок крепости. В отличие от западных бастионов, которые сооружались шведами в спешке, северные бастионы, наиболее сильно укрепленные, были выстроены в полном объеме, и здесь мысль фортификатора нашла свое полное воплощение.

– Трудно поверить, но ров у бастиона Глория – дело рук человеческих, – замечает Илья. – Он возник на месте известнякового плато и его сооружение проводилось минно-взрывным способом. Затем к вырубленному в камне телу бастиона с внешней стороны пристраивались эскарпные галереи с амбразурами.

Легендарные нарвские подземелья

С очевидным удовольствием Виллу и Илья делятся новостью: найден второй вход в галерею на левом фланге бастиона – рядом с бывшим общежитием по Вестервалли, 17.

«На исторических планах видно, что у бастиона Глория было два схода в казематы. Спустившись по ним, можно было скрытно пройти по периметру бастиона и подняться на поверхность на другом фланге», – рассказывает Илья Давыдов.
А может, и нам пройтись? Соблазн большой: как говорят наши собеседники, по окончании исследования раскопы будут засыпаны до лучших времен. То есть до тех, когда дело дойдет до реконструкции, для чего еще нужно будет найти средства.

 Виллу Кадакас: «Здесь можно будет проводить экскурсии, лестницы на входе и на выходе очень к этому располагают».

Но Виллу Кадакас советует от таких прогулок воздержаться: спуск в казематы не очищен, лестница крутая, а сами подземные ходы местами перегораживают завалы.

Очень жаль. Ведь в первой половине прошлого века изучение подземелья было популярным квестом для нарвских мальчишек.

До наших дней из 30-х годов дошла одна забавная история, которую напомнил нам Илья. Однажды юные искатели приключений, исследуя казематы бастиона Глория, наткнулись на заложенную дверь. Проломав преграду, мальчишки очутились… в винном погребе. Понятное дело, что юные путешественники ушли оттуда навеселе. Это не осталось секретом, и мальчишки стали наведываться туда ежедневно. Через некоторое время владелец дома с винным подвалом обнаружил, что его склад разорен. В подвале полицейские устроили засаду и схватили залезших туда юных любителей приключений. Возможно, что открытый сход в галерею был как-то связан с подвалами стоявших здесь до войны домов…

Разрушение бастиона можно приостановить

Бастионы и вся прилегающая к ним территория содержались в порядке все то время, когда Нарва находилась в статусе города-крепости, то есть до 1863 года. В 1864 году военное ведомство передало бастионы в ведение городской управы. С того времени для «каменных защитников» нарвитян начался обратный отсчет: они постепенно приходили в упадок. Но даже в 1920-30-х годах бастионы были в приличном состоянии – стены и ров бастиона Глория хорошо просматривались, а по казематам можно было спокойно ходить.

Часть галерей и входов немцы при отступлении взорвали. Разрушения продолжились и после войны, когда в ходе сноса города был засыпан исторический дренаж.

– Воде нужно было куда-то деваться… Этот неконтролируемый сток воды ускорил разрушение стен бастионов. Сейчас специалисты будут пытаться эту проблему решать: воду нужно отводить, – заключает Илья.

Еще одна потенциальная достопримечательность

Полного восстановления казематов, говорят участники исследования, даже при благоприятном развитии событий Нарве придется ждать еще годы. А что удастся городу получить при удачном финале?

– Здесь можно будет проводить экскурсии, спуски этому очень помогут, – отвечает Виллу.

Илья тоже с энтузиазмом рассуждает о будущем экскурсионном объекте. Тем более, что, по его сведениям, рядом с обнаруженным входом в казематы находится еще пороховой погреб и спуск в галереи соседнего бастиона Фама. Снос общежития Вестервалли, 17 дает городу уникальный шанс (вос-)создать на этом месте участок нарвских укреплений. Но для этого городу придется пересмотреть планы строительства здесь дома для специалистов…

Илья также понимает трудности с финансированием такой исторической реконструкции, но удачный пример, на его взгляд, имеется – это бастион Виктория, хотя от идеи до воплощения проекта прошло около 20 лет.

Фото: Татьяна Завьялова

Наша справка:

Работы на бастионе Глория проводятся в рамках проекта реконструкции Западного двора Нарвского музея. Проект ER3 стартовал в сентябре 2019 г,  завершится до конца 2023 года. Финансируется Эстонской программой внешней границы ЕС на 2014-2020 гг. Завершится до конца 2023 года.

1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *