Игорь Логинов: для обитателей здешних мест – которые здесь родились, проживают и проводят тут свое свободное время, этот пруд очень важен. Фото: Татьяна Завьялова.

В субботу, 25 марта, в одном из районов Нарвы было зафиксировано серьезное экологическое происшествие – массовая гибель обитающей в пруду рыбы. Откуда там рыба, что могло послужить причиной ее гибели и что делать с этим дальше?

Нарвитянин Игорь Логинов, прогуливаясь утром со своей собакой вокруг пруда на улице Выйду, заметил лежащую в воде мертвую рыбину. Движимый нехорошим предчувствием, спустился к кромке берега и был буквально сражен увиденным: на протяжении нескольких десятков метров дно водоема было усыпано молодью, уже неживой. Попадались и крупные особи.

 

Фото: Игорь Логинов

 

Сама по себе неприятная картина была для Игоря тем драматичнее, что на протяжении многих лет он со своими друзьями-рыбаками пытался оживить этот пруд.

Вывел мальков щуки в своей квартире
– Идея родилась лет восемь-десять назад ,-– рассказывает нам нарвитянин. – Периодически мы с ребятами здесь собирались: днем, вечером в хорошую погоду. Ловили рыбу (в то время тут водился только карась, да еще ротан, сорная рыба. Ротан поедал икру карася, отчего тот в итоге плохо размножался).

Перепадала тут отдельным рыбакам добыча под три килограмма. Но в целом здешний карась был ленивым, ловился плохо и рыбаков, соответственно, нервировал. И вот в какой-то момент Игорь и его друзья решили оживить подводную жизнь пруда, в том числе и «растормошить» карася. Завезли мелкую щуку…

– Одно время мы даже забыли про нее, – рассказывает мужчина. – Но года четыре назад в интернете промелькнуло сообщение, что какой-то рыбачок поймал на пруду 4-килограммовую щуку. Я заинтересовался, стал ходить сюда чаще – да, щука прижилась, прижился окунь. Появилась у нас и белая рыба – плотва, уклейка, линь.

И вот в какой-то момент Игорь и его друзья решили оживить подводную жизнь пруда, в том числе и «растормошить» карася. Завезли мелкую щуку…

Любопытно, как все это переселение происходило… Рыба вылавливалась в каналах и речках, а затем перевозилась в контейнерах.

– Был, к примеру, такой случай: лет восемь назад я собрал на карьере уже оплодотворенную щучью икру, – вспоминает рыбак. – Дома довел ее до нужного состояния, то есть когда мальки начали шевелиться, и выпустил их в пруд. Боялся, что не приживутся. Нет, все получилось, отдельные щучьи особи даже достигали потом веса от 4 до 6 килограммов.

Сверху лед, снизу – грязь
Но три года назад на пруду произошел замор. У «рыбоводов» возникли опасения, что крупные особи начали умирать из-за нехватки кислорода: пруд промерзает, а его общая загрязненность усугубляет критическую ситуацию.

Энтузиасты стали бить тревогу, известили об опасности вымирания живности в водоеме представителей руководства горуправы и горсобрания. В очередной раз напомнили, что пруд на Выйду нуждается в основательном благоустройстве и рекультивации.

На часть их забот городские власти отреагировали. Берег пруда слегка облагородили: проредили камыш, установили качели и скамейки, поставили урны.

Скамейки вдоль пруда. Фото: Татьяна Завьялова

– Но мы от такого благоустройства не сильно выиграли. Выиграли местные пьяницы – сидят теперь на красивых скамейках и мусорят в пруд. Не умеют еще наши люди вести себя на отдыхе как следует, – с сожалением отмечает наш собеседник. – Больше всего мы ждем очистки дна пруда, и, кажется, уже находили у городского начальства понимание. Но власть в Нарве меняется, к сожалению, без сохранения преемственности, поэтому процесс остановился на стадии предупреждения о возможных последствиях.

Без чистки пруда риск заморов сильно увеличивается, считает Игорь Логинов, поскольку дно водоема перестает «дышать», вода из подводных ключей в него не поступает.

Однако главной причиной субботнего происшествия нарвитянин считает нарушение норм экологической безопасности при строительстве пролегающей по улице Кереса автотрассы.

– Для выкачивания воды с противоположной стороны дороги в прошлом году была сделана ливневка и направлялась она прямо в наш пруд. Дорожные реагенты стали таким образом попадать к нам, – рассказывает Игорь Логинов. – Вода в нашем пруду в какой-то момент стала коричневой, как кофе. Я забил тревогу, но в ответ услышал: это всего лишь грунтовые воды. И вот видите, к чему эти грунтовые воды привели…

Этот линь мог бы сильно порадовать поймавшего его рыбака, но теперь его вид только расстраивает людей. Фото: Татьяна Завьялова.

О случившемся Игорь Логинов известил всех, кого гибель рыбы на нарвском пруду касается по долгу службы. В его профиле в социальных сетях реакция была почти однозначной: рыба отравилась химикатами.

Департамент: это природное явление
Однако Департамент окружающей среды, куда отправили запрос и мы, придерживается иной точки зрения.
– В данном случае, скорее всего, причина гибели рыбы не загрязнение, а нехватка кислорода в водоёме. Это довольно распространённое явление в холодное время года, – считает руководитель Ида-Вируского бюро департамента Кятлин Лизденис. Чтобы этого не случалось, она советует проделывать во льду лунки.

В пользу этой версии служит еще одна история, которой поделилась с нашим изданием семья любителей природы из Нарвы. Подобную катастрофу 8 марта они наблюдали на карьере в районе Рийгикюла. На присланном ими фото – огромное количество мертвой рыбы разных пород.

– У всех тушек на брюхе были красные точки, – говорит Даниил Громов, – еще живая рыба по поведению производила впечатление больной.

Семья также обратилась в Департамент охраны окружающей среды, им сказали, что вопрос решается, однако приехав на карьер через неделю, нарвитяне не обнаружили перемен, зато в воздухе появилось зловоние.

Официального ответа из Нарвской мэрии наше издание пока не получило. Но в телефонном разговоре со специалистом Департамента городского хозяйства нам было сказано, что здесь в курсе проблемы, занимаются ею и после того, как будут сделаны окончательные выводы, ситуацию нам прокомментируют.

Служба проектов: ущерба от строительства быть не могло
К обсуждению темы еще до официального ответа Нарвской горуправы подключился Департамент развития и экономики Нарвы, в чьем ведении находится выполнение проекта TNT (реконструкция транзитных дорог через Нарву).

Руководитель службы проектов Анне Веэво категорически не согласилась с упоминанием строительства дороги в качестве причины гибели рыбы. Г-жа Веэво считает, что проект даже уберег пруд на Выйду от попадания в него вредных водостоков, поскольку в рамках его реализации была сделана дренажная система.

Г-жа Веэво также напомнила, что пруд Выйду – это техническое сооружение, не предназначенное для рыборазвода. Занятие этим делом – и риск, и ответственность всех к этому причастных.

В то же время, сообщает она, использование водоемов в черте города для сбора природной воды и создание возле них условий для отдыха горожан – это современный тренд и Нарве было бы полезно к нему приобщиться.

В среду наша редакция получила ответ и Нарвской горуправы
– Реализация проекта реконструкции транзитной дороги Раху – Кереса не является причиной гибели рыб в пруду Выйду, – сообщается в письме.- Все ливневые стоки с дороги П. Кереса собираются и направляются в коллектор «Нарва Веси», в случае перегрузки коллектора (сильные продолжительные ливни, например) ливневые воды направляются в построенную в рамках проекта большую накопительную емкость- бассейн (напротив пруда Выйду, у здания бывшей бани). Сброс ливневой воды в пруд Выйду возможен только в экстренных случаях, когда накопительная емкость-бассейн будет переполнен. Такая ситуация маловероятна.

Строительная фирма AS YIT Eesti на наш запрос подтвердила, что с сентября 2021 года в пруд Выйду ливневая вода не направлялась.
27 марта 2023 г. был осуществлен визуальный осмотр пруда. В нескольких местах были видны небольшие скопления мертвых мальков. В целом вода в пруду чистая, видимых загрязнений или масляных пятен в пруду не замечено.

Найти истину помог бы анализ воды
Игорь Логинов не верит, что в случае с прудом на Выйду вопрос только в нехватке кислорода: «Линь и карась проводят зимовку, зарываясь в ил, то есть они способны перенести любую зиму. (Кислород в достаточном количестве нужен только щуке и плотве). Тем не менее сегодня мы видим и их трупы…».
И демонстрирует нам фото и видео, на которых видно, что к пруду протянуты шланги, а из трубы льется вода.

Судя по этим снимкам, водостоки в пруд Выйду все же поступали. Фото: Игорь Логинов.

Вероятно, установить истину помог бы анализ воды, и Горуправа, судя по ее ответу, сделать это собирается. «На данный момент причина гибели рыб в пруду еще выясняется. Департамент Городского Хозяйства готов заказать анализы воды в пруду по рекомендации Департамента окружающей среды в части того, какие показатели необходимо измерить для выявления причины гибели рыб.​27.03.2023 мы обратились в Департамент окружающей среды  с целью получить эти рекомендации от специалиста по водным биоресурсам и рыбам».

На первый план при этом сейчас выдвигается вопрос – что можно было бы сделать для пруда после столь крупного «падежа» его обитателей?
– Не знаю, – задумывается Игорь Логинов.– Есть ощущение, что на несколько лет пруд просто умер.

Однако, судя по завершающему аккорду нашей встречи, автор этого необычного проекта все же живет надеждами. Надеждами на то, что случившееся с прудом заставит городские власти отнестись к нему с большим вниманием.

– Теперь, надеюсь, «глас нашего народа» до руководителей дойдет. И они поймут, что надо заниматься не только выбранными ими местами Нарвы, но и просто популярными у рядовых жителей. Придите сюда летом, посмотрите, сколько здесь людей отдыхает, сколько рыбачит… – говорит Игорь Логинов.

Можно и без аттракционов
Вспомним по случаю, чего только не обещали нарвитянам в разные годы, касаясь развития этого пруда. Фонтан посредине водоема, лодки с катамаранами… Но многие местные жители никакой активности здесь не хотят. Хотят тишины, покоя и …порядка.

Мусор попадает в воду даже при том, что вокруг пруда теперь установлены урны. Фото: Татьяна Завьялова.

– Дорожки нужно проложить, ходим ведь по тропинкам. Бережок отсыпать. Два дерева завалились, мусор в водоеме скопился – надо бы все это убрать, – говорит Татьяна, которая приходит сюда отдыхать с улицы Креэнхольми каждый день.
И в самом деле: не так много у нас в городе открытых водоемов, и так притягательны они для людей. А значит, нашей любви и заботы вполне заслуживают.

На вопросы «Нарвской газеты» отвечает руководитель Ида-Вируского бюро Департамента окружающей среды Кятлин Лизденис:

Законно ли это – заселение рыбой общественного пруда?
– В данном случае мы не имеем дело с рыбоводческим хозяйством, деятельность которого регулируется законом. Рыба могла попасть в пруд с помощью птиц, которые питаются рыбой и вполне могли перенести икру из одного водоёма в другой. Подобное заселение рыбой общественного пруда не регулируется законом.
Может ли рыба нормально  существовать в таких условиях? 
– Рыба может жить в условиях пруда, если там есть достаточный запас пищи и кислорода.
Обязано ли самоуправление заниматься очисткой водоемов, находящихся в черте города с природоохранной точки зрения или  это  только вопрос эстетики?
– Это скорее вопрос благоустройства и поддержания порядка на территории самоуправления. Для того, чтобы рыбам зимой хватало кислорода, можно было бы проделать лунки во льду, но такой обязанности у самоуправления нет.

Читайте также:

ВИДЕО: Отчего погибла рыба в нарвском пруду и что с этим делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *