В ходе земляных работ, связанных с прокладкой ливневой канализации по улице Карья в Старом городе Нарвы, была вскрыта часть фундаментов Императорских ворот. Первоначально рутинные земляные работы превратились с этой находкой для любителей старины в увлекательное путешествие в историю Нарвы, а строителям и проектировщикам добавило немало новых забот.
Был обнаружен край фасадной стены ворот со стороны крепостного рва, эскарп куртины, а также остатки стены воротного проезда с проходами во внутренние помещения.
В своем недавно вышедшем исследовании по истории Императорских ворот в Нарве, исследователь фортификации и археолог Рагнар Нурк пришел к заключению, что вопреки распространенному мнению о постройке Королевских ворот шведами, на самом деле их до самого захвата Нарвы в 1704 году русскими войсками шведы построить так и не сумели, а на их месте лишь находился простой проход в куртине. Ворота появились уже после 1704 года и назывались Императорскими, напоминая своей пышностью и аллегориями скорей триумфальную арку, чем крепостные ворота.
Оказывается, триумфальная арка в Нарве стала первым объектом знаменитого первого архитектора Петербурга Доминико Трезини после его приезда в Россию. Интересно, что ворота в Нарве стали прообразом построенных поздней Петровских ворот в Петропавловской крепости Петербурга. Уже в 1770-х Императорские ворота лишились пышных аллегорических конструкций и обрели строгий классический вид.
Самой экзотической была версия, что в затопленных казематах хранится янтарная комната, бесследно исчезнувшая в годы Второй мировой войны из Царскосельского дворца.
Северные ворота были в Нарве главными городскими воротами с начала 18 века до 1830-х годов, когда основное движение стало идти по новому Петербургскому шоссе через Водяные и Петровские ворота. Ворота были снесены в 1870-х годах, а на их месте по засыпанному крепостному рву была проложена Владимирская улица. Часть фундаментов правого казематизированного флигеля оказалась под зданием церкви Св. Благоверного князя Владимира, ныне старого корпуса зубной поликлиники. Благоустроительные инициативы либерально настроенного градоначальника Адольфа Гана по прошествии времени видятся сомнительными, тем более что ворота не мешали движению, а полноценной улицы из новой Владимирской улицы так и не сложилось.
В общей планировке старой части города в перспективе обозначено восстановление ворот. Пришедший на объект городской архитектор Пеэтер Тамбу в разговоре однозначно высказался за сохранение фундаментов ворот, поскольку сохранение фундаментов сохраняет возможность восстановления ворот в будущем. Насколько отдаленное это будущее, не знает, пожалуй, и сам архитектор.
Как видится, подходить к восстановлению ворот нужно комплексно: без восстановления стен соседних бастионов Гонор и Глория, находящихся в удручающем состоянии, эффект будет не тот. Если помечтать, то было бы неплохо заново откопать ров и восстановить ведущий через него от ворот деревянный мост. В наилучшем случае возможна только частичная реконструкция ворот, поскольку часть правого каземата ворот заходит под фундамент старого корпуса стоматологической поликлиники, который тоже охраняется. Кстати, археологические исследования позволили установить и окраску фасада ворот на момент их сноса в 1870-х годах. Это является ценной информацией, которая отсутствует в письменных источниках и пригодится при реконструкции ворот, если когда-то до этого дойдет дело.
Нетривиальная задача
Конечно, планы города и требования охраны памятников старины относительно ворот немало усложнили работу строителей. Первоначальные планы предусматривали прокладку трассы ливневой канализации по воротному проходу, но проектируемая трасса немного не вписалась в проем и задела край кладки ворот. Проект было решено скорректировать, передвинув ее немного в сторону, на место воротного проезда, чтобы она не задевала фундаменты ворот. Другой вариант предусматривает прокладку трассы в обход сохранившихся фундаментов левого флигеля ворот, однако по целому ряду причин он представляется самим строителям малореалистичным. С учетом того, что на месте воротного проезда уже имеются подземные трассы, прокладка новой трассы по воротному проезду без разрушения конструкций стен является нетривиальной задачей, сравнимой с попыткой вдеть толстую нитку в узкое ушко иголки. Внесение изменений в проект уже привело к задержке работ и дополнительным затратам на перепроектирование, однако сохранение исторического наследия в данном случае представляется более приоритетной задачей.
Правда, если быть совсем точным, при прокладке трассы так или иначе придется снести часть эскарпной стены куртины между бастионами Глория и Хонор, но это немного другое. Как выразился на этот счет Пеэтер Тамбу, «эскарпных стен в Нарве несколько километров, а Королевские ворота у нас одни».
А вдруг там янтарная комната?
Раскопки Императорских ворот уже привлекли внимание некоторых любителей местной истории. Порадовало, что несколько прохожих, в том числе молодых людей, останавливались, чтобы поинтересоваться, что мы такое откопали. Коллекционер кирпичей и любитель старины Игорь Куров добровольно вызвался помочь в раскопках и с энтузиазмом рылся в кучах вынутого грунта. Одна проходившая мимо дама с собачкой даже предложила свою помощь в расчистке стен. Правда, когда дама узнала, что расчистка стен и шурфовка в каменистом грунте является грубой физической работой, а не тем, что она привыкла видеть на канале Discovery, ее энтузиазм быстро пропал. Исследование Императорских ворот затронуло не только археологов, строителей и городских чиновников. Жители окрестных домов, медперсонал и пациенты соседней стоматологической поликлиники также невольно приобщились к археологическим раскопкам, когда в ходе земляных работ строители порвали силовой кабель. В пределах часа целая часть города в момент лишилась электричества.
Медперсонал находящейся вблизи поликлиники реагировал на вынужденный простой в работе по-разному. Нашлись и такие из работников этого медучреждения, которые отнеслись к этому с пониманием и воспользовались возможностью узнать, что интересного мы там откопали. Медтехник Юрий поделился информацией о своих наблюдениях о ходах бастиона Хонор и даже показал мне места провалов во дворе старого корпуса и некоторые подозрительные стены в подвале старого корпуса, которые, на его взгляд, могут относиться к конструкциям бастиона. По словам Юрия, из одного этого провала крысы повадились залезать в подвал поликлиники. Возможно, что крысы живут в полузасыпанных казематах бастиона Хонор, откуда совершают свои дерзкие вылазки в город.
Истории о казематах бастиона Хонор, которые мне довелось услышать от прохожих, были одна другой круче. Самой экзотической была версия, что в затопленных казематах хранится янтарная комната, бесследно исчезнувшая в годы Второй мировой войны из Царскосельского дворца. Осталось дело за малым: взять и раскопать казематы бастиона, а в перспективе их восстановить… А пока мы по крупицам собираем информацию, которая обязательно пригодится, когда власти города наконец-таки приступят к реализации своих планов по восстановлению Императорских ворот.
Илья Давыдов, археолог