Популярное
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Тийт Урва преподает в Нарвском коллежде Тартуского университета предметы, связанные с предпринимательством, и в Нарве его знают прежде всего в этом качестве.

Тийт Урва: моя цель - запустить социальную банковскую инициативу в Эстонии, которая поддержит устойчивое развитие нашей страны и общества.

Но он также через свою консалтинговую компанию Arengukulg OÜ внедряет передовые европейские концепции управления и развития и является одним из основателей первого в Эстонии этического банка.

– Когда мы в своей газете сделали обзор социальных предприятий в Эстонии, многие читатели захотели узнать подробнее именно об этическом банке. Они спрашивали: как вообще возможно, чтобы банк не был коммерческим предприятием? Как банк может существовать без прибыли?

– Это – самый трудный, ключевой вопрос. Чтобы ответить на него, зададимся вначале другим вопросом: что такое деньги?

Обращение денег в обществе можно сравнить с кровообращением в организме человека: если оно правильное, нормальное – человек здоров, если ненормальное – человек болен. Если обращение денег в обществе неправильное – общество больно. Это очень важно: четко представлять себе, что общество – это целостная система и часть этой системы – деньги.

Что такое деньги? Рассказывает преподаватель Тартуского университета, основатель первого в Эстонии этического банка Тийт Урва.

У нас и в школе, и в обществе учат тому, что деньги должны приносить прибыль, но это – только одна сторона вопроса. Прибыль очень важна для предпринимателя, но прибыль не должна быть единственной целью. Любое предприятие, чтобы развиваться и создавать качественные, необходимые для общества продукты или услуги, должно иметь прибыль. То есть прибыль – это инструмент, а не цель.
Если для банка прибыль – это именно цель, то тогда он может инвестировать и в опасные для общества проекты, например, в развитие вооружений или опасных производств – ведь вкладчик обычно не знает, как именно работают его деньги. Банк может давать предприятиям кредиты и под 10, и по 15 процентов, что приводит к росту цен и к тому, что какие-то небольшие, но важные для развития общества предприятия просто не выживут. А это ненормально.

Step UP pood-kohvik, одно из предприятий, которые инвестировал HLÜ: вид кафе снаружи и интерьер внутри.

– А как – нормально?

– Мы не работаем без прибыли, но мы контролируем ее размер – наш кредитный процент от 0 до 5 – и инвестируем только в те предприятия, выживание которых важно для всего общества в целом. Разумеется, как и обычный банк, мы ожидаем, что предприятие вернет полученный кредит обратно.

Наш основной принцип – деньги должны содействовать созданию здоровой, нормальной жизненной среды. Например, если деньги направляются в образование – они вообще не должны обременяться никакими интрессами.

В мире существует целая сеть альтернативных этических банков, и наш – это первая ласточка здесь, в Эстонии. Мы – член Европейской федерации этических и альтернативных банков, эта федерация ежегодно летом проводит свои конфереции, обучения, и мы в них участвуем, а одна из таких конференций несколько лет назад состоялась в Эстонии.

Строго говоря, мы – еще не банк, мы только готовимся стать настоящим банком. Уставной капитал банка должен составлять 5 миллионов евро. У нас сейчас 100 членов и за время существования мы инвестировали деньги в 19 проектов.

– Три года назад в Нарве открылась контора другого HLÜ – Tartu Hoju-laenuühistu. Наши читатели спрашивают: что между вашими организациями общего и чем они различаются?

– Если сравнивать нас с Tartu Hoju-laenuühistu, то они гораздо ближе к тому, чтобы стать настоящим банком: они существуют дольше и их уставной капитал больше. Но, в отличие от нас, это коммерческая организация. Общая у нас форма – кредитно-сберегательное товарищество, она сложилась в Эстонии исторически, первые кредитно-сберегательные товарищества появились в Эстонии в начале 20 века. Его принцип заключается в том, что получать кредиты и услуги HLÜ могут только его члены.

– Как вы считаете, насколько важно, чтобы общество в целом прониклось идеей этического банка?

– Какие самые важные функции денег? Очень конкретная функция, которая каждому знакома – это купля-продажа. Вторая – кредитование, причем для одних людей важно, чтобы их деньги работали на пользу обществу, для других главное – получать как можно больший процент. Третья функция, о которой меньше всего задумываются – это kingiraha – «подарочные деньги».

Можно проиллюстрировать таким примером: в семье родители вкладывают «подарочные деньги» в детей, в их развитие и при этом не ставят ребенку никаких условий – например, учиться на одни пятерки. Но это – самая важная часть семейного бюджета.

Если перейти к государству: оно через наши налоги вкладывает деньги в образование, здравоохранение, науку – и это тоже очень важно. Этот процесс должен быть более прозрачным. И реально в жизни мы видим, что в государстве kingiraha не хватает, а это тоже самая важная часть бюджета, потому что это инвестиции в будущее, в развитие общества.

И эта часть должна быть значительно больше в идеале, чтобы общество не останавливалось в развитии, чтобы оно двигалось вперед. И наша глобальная цель – привести нашу реальность в соответствие с этими нормами. Мы не хотим делать ничего революционного и понимаем, что обществу не так легко проникнуться социальными идеями, но рано или поздно люди понимают – это реально работает.

– Почему вы решили заняться созданием этического банка в Эстонии, как возникла эта идея и чем она вам близка?

– Здесь бэкграунд очень ясный. Я изучал экономическую кибернетику в Тартуском университете и искал ответы на вопросы о том, как должны функционировать люди и организации, чтобы сформировать общество, которое функционирует, изменяется и развивается в соответствии с естественными законами и обеспечивает устойчивое развитие для всех нас. Во-вторых, я изучал работы Юло Вооглайда, я его ученик и друг, и в них тоже много социальных идей.

Мне также повезло быть у истоков создания вальдорфской школы в Эстонии и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие. Последние десять лет я занимаюсь бизнес-консалтингом. В 1991 году я познакомился с Эрнстом Баркхоффом, который запустил новый тип банка в Германии. Теперь моя цель – запустить аналогичную социальную банковскую инициативу в Эстонии, которая поддержит устойчивое развитие нашей страны и общества.

– Расскажите, насколько успешны сегодня предприятия, в которые HLÜ инвестировал.

– Об этом можно рассказывать очень долго. Например, один из первых проектов, который мы поддержали – открытие магазина дизайнерской одежды в творческом городке Теллискиви в Таллинне. Этот дизайнер создает новую модную одежду из старых вещей, применяя принцип вторичного использования, и этот магазин стал за короткое время популярным.

Мы дали кредит предприятию, которое продает и сдает в аренду электромобили, а также предлагает зарядные устройства для электромобилей. Электромобили способствуют снижению загрязнения воздуха в городах, и, если электричество производится из возобновляемых источников энергии, электромобили также способствуют предотвращению изменения климата.

Также в Тарту, мы инвестировали в Step UP pood-kohvik – это небольшое кафе и магазин одновременно, где можно насладиться вкусным кофе или купить кофе, шоколад и другие товары, которые поддерживают принципы справедливой торговли.

Фото: Руслан Джургенов

О проекте “Социальное предпринимательство: истории успеха” читайте ЗДЕСЬ.

Читайте также:

+ Галерея. + Видео. Экологический хостель «Творчество» начался с путешествия по миру

Ирина Токарева

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *