Никто и не сомневался, но анонсированное решение принято: погранпункт на Петровской площади, «Нарва-1» (который после «заморозки» на неопределенное время «Нарва-2», что на Кренгольме, можно называть просто «нарвским погранпунктом») с 1 мая будет работать только в дневное время. С 7 утра до 23:00. На ночь движение через границу будет останавливаться.
Уже примерно понятно, как это осложнит жизнь людям, пересекающим границу в Нарве. Непонятно, зачем такое беспрецедентное ограничение нужно было вводить, если отбросить в сторону сиюминутный политический интерес пребывающего в перманентном кризисе правительства ЭР и посмотреть на долгосрочные последствия.
Сейчас говорят, что работа нарвского погранпункта только в дневное время, вероятно, продлится до окончания реконструкции ивангородского пункта пропуска, в связи с которой Россия остановила с 1 февраля движение транспорта через границу на участке Ивангород-Нарва. То есть два года, если исходить из официальной информации российской стороны. Но и то, и это – вилами по воде: в неадекватно долгом обновлении ивангородского погранпункта, которое, очень даже может быть, затянется сверх всякой меры, сложно не увидеть политику, и она точно есть в решении эстонских властей. Предсказывать политические решения, политическую ситуацию на два года вперед – мартышкин труд.
В начале апреля Финляндия приняла решение оставить закрытыми в ноябре прошлого года погранпункты на границе с Россией на неопределенное время. Закрытие восточного рубежа финнами сделало возможность пересечения границы в Нарве, являющейся сегодня одной из немногих «форточек» для посещения РФ жителями ЕС, и сразу вызвало толки, что Эстония может пойти по пути своего ближайшего западного соседа. В определенный момент закрыть границу полностью. Вряд ли кто-то такому решению сильно удивится.
Эстонские власти многократно и очень настоятельно не рекомендовали и продолжают не рекомендовать эстоноземельцам посещать Россию, считая такие визиты поддержкой страны-агрессора. Между тем причин, по которым люди устремляются в РФ, – великое множество. Например, посещение близких родственников, в каких-то случаях тяжело болеющих. Много, много есть очень личного, очень индивидуального.
От людей требуют лояльности к политике ЭР, ЕС, но вот достигнут во множестве случаев обратного результата. Личное стоит на первом месте в том числе для многих граждан ЕС, едущих через Нарву в РФ из других уголков Европы, большими патриотами которой зачастую являются.
Представьте себе чувства и мысли человека, который, застряв в очереди, увидев закрывающуюся на 8 часов дверь погранпункта, пропустил заранее оплаченный билет на самолет, опоздал на что-то важное, очень важное лично для него.
Что будет твориться на границе в период летних отпусков, под Новый год в деталях представить сложно. Но в целом ясно, что ничего хорошего. Это будет в числе прочего и череда личных неудобств, денежных потерь, бед, трагедий, не способствующих развитию лояльности к тем, кто решил отказаться от круглосуточного режима работы границы.