В одном из кабинетов нарвской Эстонской государственной гимназии. Фото: Роман Викулов

Бастовавшие чуть больше недели эстонские учителя настаивали на повышении минимальной учительской зарплаты на 11 процентов, до 1950 евро в месяц, но в то же время сигнализировали о готовности согласиться и на 1836 евро. Зарплату под нажимом протестующих и недовольных остановкой работы учреждений образования родителей, общественности повысили до 1820 евро, чем все удовлетворились, скажем, на этом этапе, но кто его знает, что вообще будет дальше.

В 2023 году в Эстонии минимальная зарплата учителя, работающего с полной нагрузкой, составляла 1749 евро, нетто-зарплата – 1400 евро. То есть рост составил 71 евро, из которых надо еще вычесть налоги. Два раза сходить в магазин за продуктами. Нет, полтора раза или один. То есть почти ничего.

 

 

Совсем не то, что может сделать профессию учителя хоть сколько-то престижнее, хотя бы минимально повысить уверенность сегодняшних педагогов школ и детсадов в завтрашнем дне, задержать всех их на рабочих местах, вернуть в школу тех дипломированных учителей, которые зарабатывают в других сферах, или мотивировать молодежь идти получать педагогическое образование. В Эстонии профессия учителя удручающе непопулярна на фоне практически всех достойных подражания стран. Такой пока и останется.

Но нет, все это было не зря. Эстонские учителя, общественность показали, что на правительство, на коалицию в Рийгикогу (о которой во всем этом деле почему-то забывают, а входящие в правящее большинство парламентарии, к их радости, остаются в тени) можно и нужно давить, защищая свои права, защищая эстонское образование в целом, то есть ставить жестко вопрос о его спасении, о развитии, перспективы которого по-прежнему призрачны. Бастующие показали, что Кае Каллас далеко не Маргарет Тетчер, а времена, когда вообще были возможны «железные леди», прущие своим курсом, несмотря ни на что, прошли безвозвратно. В современном демократическом мире современные политики, не замечающие воли общественности, обречены.
Тут могло бы быть еще много пафосных слов на эту тему, о том, что правительство в итоге много потеряло и ничего не приобрело, и так далее, но уже достаточно.

В большом смысле ничего не изменилось. Учительские зарплаты остались неконкурентоспособными. Для Нарвы прошедшая республиканская забастовка важна только тем, что местные педагоги ее, считай, не поддержали, что показало… Опять же очень много что это показало.

Главное то, что безработица в уезде уже составляет 14 процентов, а скоро еще вырастет, когда без работы останутся и сотни учителей в связи с реформой, не соответствием языковым требованиям. Важно также то, что региональная 50-процентная доплата учителям с С1 может совсем скоро закончится, а, соответственно, не привлечет сюда новых учителей, а некоторые из тех, что уже приехал, возможно, будут уезжать. Минимальный рост минимальной зарплаты ничего тут не изменил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *