В аптеках сейчас перебои как с рецептурными препаратами, так и с лекарствами, которые годами были частью домашней аптечки, такими, как спрей от боли в горле или обезболивающие, рассказывают наши читатели.
Что происходит и долго ли продлится такая ситуация? Одни нарвитяне рассказывают о том, что врачи якобы перестали выписывать хроническим больным долговременные рецепты на полгода вперед, другие – что аптекари настоятельно советуют сразу выкупать нужное лекарство в полном объеме, поскольку потом могут быть перебои с его поставками.
«Без своего лекарства не проживу»
«Еще летом я столкнулась с тем, что исчезло рецептурное лекарство, которое мне постоянно выписывали от хронического заболевания щитовидной железы. Врач выписала мне рецепт на его аналог, и теперь все в порядке. Однако что будет, если и аналог исчезнет? Без этого лекарства я не могу нормально прожить даже несколько дней», – тревожится нарвитянка Ольга.
«Куда-то пропали из наших аптек привычные «Гексорал» и «Назонекс», которые сейчас, в период простуд и гриппа, так нужны. Конечно, есть много других средств, но для меня они не такие эффективные. Трудно найти и обычные обезболивающие, ходят слухи, что их будут продавать только по рецептам», – говорит еще одна клиентка наших аптек, Елена.
«По мнению производителей лекарств, причиной затруднений с поставками амоксициллина является значительный рост спроса на антибиотики и ограниченные производственные мощности.
В нарвских аптеках «НГ» пояснили, что «Гексорал», действительно, больше не продают – он снят с производства, «Назонекс» стал рецептурным лекарством, а в качестве обезболивающих предлагается, например, новый вид «Солпадеина» – без кодеина.
Лекарства с кодеином – только по рецепту
Что касается кодеиносодержащих обезболивающих, то, скорее всего, их раскупили, поскольку известно, что с 1 января будущего года все эти лекарства станут рецептурными. Кодеин – это опиоид, и при применении высоких доз может возникнуть зависимость.
«В Департамент лекарственных средств обращались как родственники зависимых, так и сами наркоманы, которые просили о помощи. При общении с фармацевтами выяснилось, что в разных аптеках одними и теми же людьми неоднократно выявлялась систематическая закупка безрецептурных кодеиносодержащих препаратов в больших количествах. Мы поняли, что если превратить конкретные лекарства в рецептурные – это поможет положить конец злоупотреблению», – пояснила глава отдела безопасности лекарств Майя Уускюла.
Чем вызваны перебои с лекарствами?
Департамент лекарственных средств еще в конце ноября сообщил о том, что из-за проблем с поставками амоксициллина в Европе доступность амоксициллинсодержащих препаратов в Эстонии также ограничена. Этот антибиотик применяют для лечения бронхита и воспаления легких у детей и взрослых.
По мнению производителей лекарств, причиной затруднений с поставками является значительный рост спроса на антибиотики и ограниченные производственные мощности (в том числе нехватка сырья и упаковочного материала и энергетический кризис).
По словам производителей, трудности с поставками амоксициллина будут решены в марте 2023 года.
Агентство по лекарственным средствам в сотрудничестве с Эстонским обществом инфекционных болезней в порядке исключения разрешило ввозить в Эстонию лекарства с упаковкой на иностранном языке и лицензией других стран ЕС.
Оптовые продавцы разместили дополнительные заказы у поставщиков, но может потребоваться время для доставки лекарств, и нет гарантии, что их будет достаточно.
Впервые эстонские СМИ заговорили о перебоях в 2019 году, еще до пандемии. А теперь Департамент лекарственных средств сообщил, что в течение года возникали трудности с поставками в Эстонию лекарственных средств 295 наименований. По данным прессы, производство многих лекарств переведено в Азию, а для европейских производителей нынешние цены нерентабельны.