В состоявшемся 8 апреля в электронной среде Skype общественном обсуждении установки в Нарве памятника жертвам коммунизма приняли участие около 40 человек, включая докладчиков. Дискуссия получилась довольно эмоциональной, однако в ее ходе выяснилось, что у инициаторов идеи нет пока ни какого-либо эскиза будущего памятника, ни конкретных предложений об источниках финансирования.
Предложение установить такой памятник поступило в Нарвскую городскую управу от активистов из Нарвского общества охраны памятников старины во главе с Сергеем Цветковым, которых поддерживают также их единомышленники из разных уголков Эстонии.
Перед участниками встречи выступил председатель Нарвского Эстонского общества Антс Лийметс, который рассказал обо всех имеющихся на сегодняшний день памятниках жертвам коммунистического террора в разные периоды истории Нарвы. Включая такие известные, как памятник жертвам сталинских депортаций Memento Mori на площади перед железнодорожным вокзалом и памятник павшим в Освободительной войне 1918-1920 годов, установленный на Гарнизонном кладбище, их оказалось не так уж мало. Старший инспектор по охране памятников старины Нарвской городской управы Мадис Туудер представил точку зрения Министерства внутренних дел, которое является собственником Александровской церкви и прилежащей территории: в январе 2020 года правительство Эстонии приняло концепцию дальнейшего использования Александровской церкви как публичного пространства. А именно, после реновации в здании будут проходить концерты, выставки, в том числе аудиовизуальные инсталляции, различные общественные мероприятия и церковные службы. Концепция не предусматривает дополнение окрестностей церкви какими-либо памятниками. Со своей стороны, город мог бы обсудить с инициаторами идеи альтернативные места для установки памятника, отметил Мадис Туудер.
Инициаторы установки памятника считают, что поскольку коммуна была провозглашена в 1918 году именно в здании Александровской церкви, для памятника самое подходящее место — рядом с ней. Однако, как выяснилось в ходе дискуссии, даже по поводу того, где именно была провозглашена Эстляндская трудовая коммунна, у историков нет единого мнения. Справедливости ради отметим — провозглашение Эстляндской трудовой коммунны именно в Александровской церкви — факт, отмеченный как в Википедии, так и в некоторых других источниках. Однако мэр Катри Райк, историк по образованию, посвятившая Нарве несколько исследований, считает, что документальных подтверждений того, что событие состоялось именно в Александровской церкви, нет. С другой стороны, известно, что чрезвычайная комиссия, выносившая расстрельные приговоры, заседала в Нарвской ратуше, отметил Антс Лийметс.
Представитель инициативной группы Сергей Цветков подготовил презентацию, в ходе которой показал примеры посвященных различным конкретным событиям памятников жертвам коммунизма в других странах. Как именно должен выглядеть памятник рядом с Александровской церковью, инициаторы пока не решили. Возможно, это будет аллея, где на каждом дереве будут закреплены таблички с именами жертв. По словам Сергея Цветкова, в любом случае это должно быть что-то необычное и запоминающееся. На вопрос нашего издания о возможных источниках финансирования общественный активист ответил, что вопрос этот — преждевременный, главное — получить принципиальное одобрение самой идеи. Соответствующий запрос в Министерство внутренних дел инициативная группа уже направила, и в ближайшее время надеется получить ответ. Что же касается денег, то, по мнению Сергея Цветкова, это вопрос решится легко — будет только справедливо, если свою лепту внесут город и государство, существуют также разные еврофонды, которые могли бы этот проект поддержать.
В соцсетсях активная дискуссия по поводу предлагаемого нового монумента началась еще до официального обсуждения 8 апреля. Большинство ее участников не выступают против самой идеи, но считают, что в Нарве имеется определенный дисбаланс: различных трагических мемориалов немало, а позитивных памятников, которые поднимали бы настроение и были бы привлекательными для туристов – практически нет. За исключением памятника Паулю Кересу, с которым любой желающий может поиграть в шахматы. Нет и памятников значимым для города историческим личностям, отмечают участники интернет-дискуссии.
Нарвский гид Елена Вальме предложила сразу несколько идей привлекательных для туристов памятников, в том числе – памятник уходящей в историю сланцевой промышленности и памятник супруге легендарного барона Мюнхаузена, которая, по данным местных историков, была нарвитянкой. «Мюнхаузена, готового полететь на ядре: по следам экскурсий Опенко. Или след Дракулы около Ро-ро… Давайте мыслить позитивно», – предлагает Оксана Ивлева. «Установка таких памятников должна обсуждаться всем городом. Свой голос должны дать большинство жителей, как на выборах», – высказал точку зрения Константин Родионов, по мнению которого у всех потомков жертв репрессий коммунистов уже есть памятные места, которые посещаются каждый год.
Мэр Нарвы Катри Райк считает, что вопрос о памятнике жертвам коммунаров никак не связан с вопросом переименования нарвских улиц, носящих имена известных деятелей Эстляндской трудовой коммуны Альберта Тиймана и Антса Даумана. Для принятия решения по нему не исключено проведение народного опроса — как с использованием электронной среды, так и посредством инфолинии через городской инфопункт. Но особенно важно получить таким образом мнение населения, отметила Райк, будет тогда, когда город получит инвестиции из «ковидных» денег. «Вот о том, на что их потратить, на мой взгляд, будет нужно спросить у народа», – сказала Катри Райк.
Ирина Токарева, Наталья Соболева
Фото: Ирина Токарева