В течение ближайших 10 лет в Нарве появится еще как минимум 1300 рабочих мест с хорошей зарплатой. Проблема будет лишь в том, чтобы удержать здесь молодую и перспективную рабочую силу. Такие исполненные оптимизма заявления вполне серьезно прозвучали в ходе нарвской бизнес-конференции, состоявшейся 8 июня в Vaba Lava.
«Больше не город дешевой рабочей силы»
Открывая бизнес-конференцию, мэр Нарвы Катри Райк отметила: 2035 год – это, в принципе, уже завтра. «Нарва была, есть и будет промышленным городом, и без предпринимателей у нее нет будущего», – подчеркнула она.
В конференции участвовали три крупнейших местных предприятия, чьи планы на будущее довольно оптимистичны. Какими они видят себя через десять лет?
По словам руководителя по персоналу завода Fortaco Катрин Кампус, предприятие в 2035 году будет успешным, продолжающим инвестировать в развитие, где работает еще на 300-350 человек больше, чем сейчас. «Мы хотим предложить работу молодежи, но сразу возникает вопрос: как мы будем удерживать нашу молодежь, и как мы будем возвращать тех, кто уехал получать высшее образование? Наш город должен быть действительно привлекательным, чтобы молодежь хотела здесь жить. Конечно, деньги и зарплата важны, но молодой человек думает и о качестве жизни, о развлечениях, об образовании для своих детей», – поделилась размышлениями представитель «Фортако».
По мнению Катрин Кампус, на сегодняшний день ясно одно: предприниматели должны смириться с тем, что Нарва больше не город дешевой рабочей силы, люди хотят получать за свою работу достойную зарплату, и это серьезный вызов для работодателей. «Мы хотим привлекать на работу больше женщин, они зарекомендовали себя как достойные, добросовестные работники. Мы хотим платить им достойную зарплату – может быть, от этого и семьи выиграют, так как мужьям не придется искать работу за границей», – рассказала Катрин Кампус.
«Не знаю, где взять работников»
Член правления NPM Silmet Райво Васну рассказал, что через десять лет предприятию потребуется около 1000 новых работников. «Где только их брать – я пока не знаю», – добавил он. «Силмет» является крупнейшим в мире производителем редкоземельных металлов, если не считать Китая, которому принадлежит более 90 процентов этого рынка.
Однако именно сейчас, когда в Европе возникла тенденция сокращать цепочки поставок, ситуация благоприятствует строительству в Ида-Вирумаа завода по производству неодимовых магнитов. Постоянные магниты необходимы при производстве ветрогенераторов и электромобилей, так что спрос на продукцию завода обеспечен. Остается проблема сырья, но, как отметил Райво Васну, редкоземельные металлы необязательно добывать из земли – их можно получать из отходов – из старой электроники.
Хочу развенчать один миф: то, что Нарвские электростанции перестанут производить электро-энергию из сланца, не означает, что они вообще перестанут производить электроэнергию.
Андрес Вайнола Твитнуть
«К 2025 году произойдет замена платформ электромобилей, поэтому уже к 2024 году нам нужно произвести первую продукцию, а к 2035 году потребность в производстве магнитов значительно возрастет, и одного завода будет уже недостаточно», – обрисовал перспективы Райво Васну.
Нарвские электростанции будут работать
«У нас есть очень крутое видение будущего для Нарвы и всего Ида-Вирумаа: мы хотим превратиться в современное энергетическое предприятие. К 2032 году мы осуществим этот план, используя различные технологии. Поэтому я сейчас хочу развенчать один миф: то, что Нарвские электростанции перестанут производить электроэнергию из сланца, не означает, что они вообще перестанут производить электроэнергию», – рассказал руководитель Enefit Power Андрес Вайнола.
Он напомнил, что перспективным направлением остается и производство жидких топлив, причем теперь в качестве сырья необязательно использовать только сланец, все большее значение для концерна приобретает переработка в масло крошки из старых автомобильных шин, которые раньше были отходом, не находившим хорошего применения. «Уже в будущем году у нас в планах перейти к коммерческому использованию шин, это вклад в замкнутую экономику», – рассказал он.
«Я верю, что через десять лет Нарва станет одним из городов с самым чистым воздухом, в том числе и благодаря появлению электрических автобусов, а мы продолжим работу по производству электроэнергии и жидких топлив. И это будет «зеленый поворот» в полном смысле слова – я бы даже сказал, «зеленая революция». Сейчас в Enefit Power работает 1700 человек, и, несмотря на планируемое расширение производства масла, через десять лет работников существенно больше не станет, так как производство все больше автоматизируется, рассказал Андрес Вайнола.
Не слишком ли оптимистично?
Итак, подытожил экономический эксперт Райво Варе, который был модератором бизнес-конференции, в общей сложности Нарве через десять лет в дополнение к уже имеющимся рабочим местам в сфере потребуется как минимум еще 1300, не говоря уже о том, что благодаря каждому рабочему месту на производстве создаются рабочие места в сфере обслуживания. Не слишком ли оптимистичны перспективы, которые обрисовывает для Нарвы бизнес-конференция, спросила «НГ» у Райво Варе.
Райво Варе:
– Руководители предприятий очень четко рассказывали о логике их развития, и этот потенциал в ближайшие десять лет должен привлечь в Ида-Вирумаа напрямую и опосредованно 20 тысяч человек. Это, конечно, огромные цифры, и это очень обнадеживает. До этого в Ида-Вирумаа был период, когда многие предприятия растерялись, сейчас маховик снова начинает раскручиваться, и важно этот темп не потерять.
Однако помимо крупных предприятий, в Нарве есть еще мелкие и средние, которых подорожание сырья и энергоносителей поставило в тяжелое положение. «Им сложно, – согласился с нами эксперт. – Мелкие предприятия, так же, как и крупные, должны приспосабливаться. Все зависит от их изобретательности. Надо целенаправленно работать над этим – тут вариантов нет. Я оптимист: верю, что все наладится, но в то же время – реалист, который понимает, насколько это будет тяжело и сложно. Ида-Вирумаа очень надолго в какой-то степени застрял в прошлом, надеясь, что никаких перемен не потребуется. Но это время прошло. Государство, со своей стороны, может сгладить переходный период и смягчить негативные эффекты – и это надо делать».
Фото: Ирина Токарева