Популярное
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

По словам руководителя Нарвского центра социальной работы Татьяны Стольфат, в отделении круглосуточного ухода центра (таково официальное название Нарвского дома попечения), сейчас проживают 132 человека. Это в основном нарвитяне возрастом 60+. Свободных мест, говорит руководитель, нет. Фото: архив “НГ”
С 1 июля будущего года изменяется система финансирования домов попечения. В основе этой реформы – идея сделать доступной услугу нахождения в доме попечения для получателей средней пенсии. А также повысить качество общего ухода и доступность услуг по уходу на дому.
Предусмотрено, что расходы на услуги общего ухода будут частично покрываться местными самоуправлениями. В 2023 году средства из государственного бюджета будут передаваться местным самоуправлениям через фонд поддержки, а начиная с 2024 года будут поступать в их доходную базу. В следующем году государство инвестирует в попечительские услуги и услуги, поддерживающие жизнь дома, 40 миллионов евро, а затем не менее 57 миллионов евро в год. К 2026 году, обещает Министерство социальных дел, финансирование увеличится до 62 миллионов евро. – Эти меры призваны снизить финансовую нагрузку на людей, которые сейчас самостоятельно оплачивают самую дорогую социальную услугу – нахождение своего родственника в доме попечения. Кроме того, реформа поддерживает развитие услуг на дому, что опять же позволит снизить нагрузку на семью человека, который нуждается в заботе, – разъяснила основные положения реформы советник отдела попечительства Министерства социальных дел Регина Сергеева на брифинге Коммуникационного бюро правительства Эстонии в прошедшую пятницу, 30 сентября.

50 на 50

По прогнозам, уточнила Регина Сергеева, в 2023 году средняя плата за место в доме попечения для человека с высокой потребностью в уходе составит 1300 евро в месяц. (Важно иметь в виду, что речь идет о стандартном государственном доме попечения, а не о пансионате повышенного комфорта, как правило, частном, где место может стоить в разы больше. И это тема для отдельного разговора). В дальнейшем половину этой суммы будут оплачивать местные самоуправления, а прогнозируемая к апрелю средняя пенсия в размере около 700 евро позволит человеку покрыть другую половину. – По расчетам Министерства социальных дел, благодаря изменениям в финансировании услуг произойдет очень важное изменение: если сегодня собственная доля в оплате услуг домов попечения составляет в среднем 80%, то с 2023 года она снизится до 49–51%, – подчеркивает Регина Сергеева.

Чтобы как можно дольше жил дома

По словам Регины Сергеевой, упор в нынешней реформе услуг общего ухода делается на то, чтобы были созданы условия, которые дали бы возможность нуждающемуся в уходе как можно дольше проживать в своем собственном доме.
Фото: архив “НГ”
И это, на взгляд Сергеевой, определенный вызов для местного самоуправления. Во-первых, местное самоуправление должно реально оценить нужды человека, во-вторых, выяснить, может ли человек справиться с жизнью, если организовать для него помощь на дому. Сергеева подчеркнула, что самоуправлениям предоставлена полная свобода в том, какие услуги в сфере ухода следует разработать. «Совсем не обязательно руководствоваться перечнем уже существующих, во главе угла стоят потребности человека, для которых нужно адаптировать или создать новую услугу». – Деятельность самоуправлений должна быть первым делом направлена на поддержку возможностей человека продолжать жить дома, и в последнюю – на организацию ухода в учреждениях попечения. По сути, цель проводимой реформы – снизить число людей в домах попечения, – говорит Сергеева. – Местные самоуправления должны учесть то, что в 2023 году государство планирует установить четкие требования к целям и содержанию услуг круглосуточного общего ухода и услуг на дому, а позднее и в отношении других социальных услуг.

НАША СПРАВКА:

В Эстонии примерно 15 000 человек трудоспособного возраста, которые не могут работать, поскольку ухаживают за близкими. В 2021 году 13 968 человек пользовались услугами общего ухода. 79,7% суммы затрат на них оплатили сами пользователи. Самоуправления профинансировали услуги на 19%. Источник: Министерство социальных дел.
 

Уточняем и разъясняем

После брифинга «Нарвская Газета» обратилась в Министерство социальных дел с просьбой прокомментировать некоторые вопросы, которые, как мы предполагаем, могут возникнуть у наших читателей. На вопросы «НГ» отвечает Кетри Куппер, руководитель по развитию политики в сфере долгосрочного ухода, Министерство социальных дел.

– На брифинге было сказано, что услуга проживания в доме попечения станет доступной для человека со средней пенсией. (Как было объявлено, после внеочередного повышения пенсий в начале 2023 года размер пенсии в случае 44 лет службы составит около 611 евро). Означает ли это, что человек сам, без помощи родственников, оплачивает свое нахождение в доме попечения, и у него на руках ничего не остается от пенсии, ни сента? А если у человека пенсия ниже средней, что тогда?

– Услуги дома попечения должны оставаться доступными для всех, кто в них нуждается, независимо от дохода человека. Предпосылкой для получения услуги является потребность лица в уходе. Эту потребность обязано определить местное самоуправление (проводится оценка потребности в помощи). Если в результате оценки выясняется, что человек нуждается в круглосуточном уходе 7 дней в неделю, местное самоуправление должно организовать для него услугу, а теперь, согласно поправке закона, и оплатить часть стоимости услуги (независимо от дохода человека).

Принцип действия попечительских услуг заключается в том, что в первую очередь сам человек должен обеспечить свои средства к существованию. Если это невозможно, ему должны помочь члены семьи, по закону имеющие обязательство по его содержанию. А если они также не в состоянии оплатить услугу, помощь окажет местное самоуправление.

Если человеку не хватает денег (у него нет сбережений, имущества и т. д.) для оплаты своей доли (расходы на проживание, питание и т. д.), так же, как и сегодня, в первую очередь ему должны помогать члены семьи, по закону имеющие обязательство по его содержанию. Иллюстративное фото: pixabay.com

Таким образом, уже сегодня самоуправление оценивает потребность человека в помощи, но до сих пор было не обязано финансировать услуги по уходу для всех людей, поскольку оценивалось также, может ли человек (вместе со своей семьей) оплатить всю услугу самостоятельно или нет. На сегодняшний день местное самоуправление в основном финансирует получение услуг людьми, которым не хватает денег, а также тем, кому не могут помочь родственники.

Изменение же закона меняет ситуацию. Теперь местное самоуправление будет участвовать в оплате услуг всех людей, нуждающихся в круглосуточном уходе, то есть тех, кому невозможно обеспечить помощь иным образом (услуги на дому и т. д.). Сумма дохода человека оценивается только для того, чтобы увидеть, может ли человек вносить долю самофинансирования. Самоуправление обязано оплачивать определенные расходы (расходы на квалифицированных работников по уходу, зарплата, налоги на рабочую силу, рабочая одежда, медицинские осмотры, прививки, средства индивидуальной защиты, обучение и супервизия).

Чтобы покрыть эти расходы поровну для всех, местное самоуправление устанавливает лимит, размер которого должен обеспечивать доступность услуги для людей (т. е. лицо не должно оплачивать расходы, связанные с работниками по уходу, поскольку их оплачивает местное самоуправление). Остальную стоимость услуги оплачивает сам человек. Таким образом, если сегодня люди платят 100% от цены услуги, то теперь местное самоуправление покрывает один из самых больших компонентов цены этой услуги (зарплата работников по уходу и связанные с работой расходы).

Установленный лимит оплаты расходов не должен покрывать расходы на квалифицированных работников по уходу у каждого поставщика услуг, но он должен обеспечивать фактическую доступность услуги для человека так, чтобы у него была возможность выбора между по крайней мере несколькими поставщиками. Это означает, что лимит местного самоуправления полностью покрывает в них расходы на работников, оказывающих услуги ухода, и самому человеку не придется ничего доплачивать. Кроме того, при установлении лимита самоуправлению необходимо учитывать, что человек, которому требуется услуга общего ухода, не может жить без посторонней помощи или неоправданно долго ждать места обслуживания по соответствующей цене (например, если местное самоуправление предлагает самый дешевый дом попечения, в котором существует длинная очередь).

Если человеку не хватает денег (у него нет сбережений, имущества и т. д.) для оплаты своей доли (расходы на проживание, питание и т. д.), так же, как и сегодня, в первую очередь ему должны помогать члены семьи, по закону имеющие обязательство по его содержанию. Если же и у родственников нет возможности оплачивать долю самофинансирования, получатель услуги имеет право запросить у местного самоуправления дополнительную помощь для оплаты этих расходов. Таким образом, людям с низким доходом и/или людям, не имеющим родственников, которые могли бы им помочь, дополнительную помощь с оплатой услуги оказывает местное самоуправление.

Например, пенсия человека составляет 300 евро, местное самоуправление финансирует услугу в размере 500 евро, а общая ежемесячная стоимость услуги составляет 1000 евро, поэтому человек платит, например, 285 евро (5% остается ему на личные расходы), а местное самоуправление помогает оплатить остальную часть услуги, заплатив 500 евро + 215 евро (1000-500-285=215). Точно такой же принцип действует сегодня и в отношении тех людей, которые не могут сами оплатить услугу из-за низкого дохода или отсутствия иждивенцев.

– Известно, что бюджеты самоуправлений Ида-Вирумаа довольно скромные, не повлияет ли это на то, что людям, живущим в Ида-Вирумаа, не будут оказываться услуги на дому и услуги попечения в таком объеме, как это делается, например, в Таллинне?

– Бюджетные ресурсы, предоставляемые государством, учитывают региональные различия. Формула распределения денег основана на доле пожилых людей, проживающих на территории местного самоуправления (поскольку 90% проживающих в домах попечения – это люди в возрасте 65+). Еще одно распределение осуществляется через фонд выравнивания, который учитывает бюджетные возможности муниципалитетов. В результате все муниципалитеты получают средства не равные, а в равной степени охватывающие нужды их жителей.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *