Спасательный департамент: Один из примеров, когда спасательному автомобилю очень сложно проехать сквозь машины, чтобы добраться до места происшествия. Фото: спасательный департамент

Недавно в сеть попало видео, которое нарвитяне активно комментировали: поздно вечером две спасательные машины с трудом подъезжают к дому Пяхклимяэ, 9. Среди одной группы комментаторов разгорелся спор, кто несет ответственность за такие ситуации – мэрия или квартирные товарищества? Другие спорили о том, где в Нарве находятся самые проблемные дома и районы в плане подъезда спецтехники. Сошлись в одном – проблема существует не первый год и пока не решена.

Что случилось на Пяхклимяэ

«НГ» попросила Спасательный департамент прокомментировать, что же произошло 7 ноября на Пяхклимяэ, 9, и действительно ли были проблемы с проездом машин.

«7 ноября в 21.43 спасателям поступил вызов на улицу Пяхклимяэ. Звонивший сообщил, что почувствовал на лестнице запах дыма. Как правило, в таких случаях, когда речь идет о пожаре в многоквартирном доме, да еще и в густонаселенном районе, Центр тревоги направляет по вызову 2-3 спасательных автомобиля», – пояснила руководитель по коммуникациям Спасательного департамента Аннели Ооне.

Двор у Пяхклимяэ, 9, как считают местные жители, для проезда спецтехники вполне подходит. Фото: Ирина Токарева

К счастью, в данном случае никто не пострадал, и по-настоящему серьезной опасности не было. Как позднее выяснилось, маленький ребенок случайно включил электроплиту, над которой висело кухонное полотенце, и полотенце загорелось. Отец семейства сам потушил огонь еще до приезда спасателей.

Спасатели провели с собственником жилья разъяснительную работу, обратив также внимание на то, что дымовой датчик в квартире находился в нерабочем состоянии, все проветрили, убедились, что в доме безопасно, и уехали. Проезд к дому, отметили они, действительно был затруднен. И к тому же в Нарве это далеко не единичный случай.

«Спасатели подтверждают, что дворы многоквартирных домов маленькие и в основном заполнены, потому что людям негде оставить свои автомобили.

«Рекомендуем квартирным товариществам подумать о том, чтобы в случае пожара или другого срочного вызова помощь дошла бы до нуждающихся как можно быстрее, то есть по дорогам вокруг дома могла бы пройти более крупная спецтехника.

Рекомендуем квартирным товариществам подумать о том, чтобы в случае пожара или другого срочного вызова помощь дошла бы до нуждающихся как можно быстрее, то есть по дорогам вокруг дома могла бы пройти более крупная спецтехника, в том числе ночью и зимой, когда еще меньше места для маневра», – сообщила Ооне.

«Спасатели въехали нормально»

«НГ» поговорила с молодой нарвитянкой, жительницей дома на Пяхклиямэ, которая рассказала, что 7 ноября действительно встревожилась из-за того, что во двор дома въехали сразу две пожарные машины. «Подумала, что случилось что-то серьезное. А сами машины, по-моему, въехали нормально, без особых затруднений», – рассказала она.

Можно ли устанавливать на частных, но, по сути, внутриквартальных дорогах вот такие «ограничители движения» – вопрос спорный. Но проезду спецтехники они, очевидно, мешают. Фото: Ирина Токарева

Но проезд-то вдоль дома действительно сложный – и припаркованные машины оставляют мало места, да еще и на дороге сбоку – бетонные тумбы и металлические столбики, отметила «НГ». Возможно, вопрос о том, как сделать проезд более удобным для спецтехники, поднимался на собраниях КТ? Молодая женщина ответила, что за последние три года такого точно не было. Председатель КТ Алексей сказал «НГ», что тоже видел попавшее в сеть видео. «Даже на видео видно, что спецтехника нормально проехала к дому, машинам пришлось только немного заехать на тротуар», – считает он. По мнению Алексея, единственный способ сделать проезд удобнее – построить парковку для личных автомобилей.

«Пока мы стоим в очереди, чтобы получить городскую поддержку на строительство парковки возле дома. Ну, и, конечно, следим, чтобы у нашего дома не парковались посторонние», – рассказал председатель.

В районе Пяхклимяэ, как, впрочем, и в других районах города, у некоторых домов за счет зеленых зон построены большие парковки, и там проезд для спецтехники нормальной ширины. У других картина такая же, как и у дома, попавшего на видео. Но зато на внутриквартальных дорогах повсюду множество ограничителей движения самого разного вида – металлические столбики, бетонные блоки, тумбы, клумбы.

Обсуждая видео, комментаторы вспомнили историю, когда якобы на Кренгольме машина скорой помощи час не могла добраться до места и кружила по району, объезжая всевозможные препятствия. Был ли такой случай в действительности, «НГ» проверить не удалось, однако то, что все эти ограничители движения могут мешать проезду спецтехники, очевидно.

Мэрия: ответственность – на квартирных товариществах

Главный специалист по охране правопорядка Нарвской горуправы Дмитрий Дьяков сказал «НГ», что, поскольку речь идет о частных, принадлежащих квартирным товариществам территориях, то и ответственность за проезд спецтехники несут собственники этих территорий.

Город может вмешаться только в одном случае: если КТ ремонтирует принадлежащую ему дорогу с помощью городской субсидии, то в течение пяти лет после этого оно не имеет права устанавливать ограничители движения. «Но практика показывает, что как только 5-летний срок договора истекает, товарищества снова их устанавливают», – отмечает специалист.

«До 2011 года за дорожное движение в городе отвечало местное самоуправление независимо от формы собственности недвижимости. Но с 2011 года Закон о дорожном движении изменился, и за организацию движения отвечает собственник недвижимости: город отвечает за муниципальные дороги, квартирное товарищество – за свою территорию. Все вопросы с разметкой, установлением знаков, стоянкой, парковкой машин и так далее должны решать квартирособственники на своих собраниях», – пояснил Дьяков.

Тумбы и клумбы – это законно?

Тем не менее, в других крупных городах Эстонии бетонных тумб на внутриквартальных дорогах как-то видеть не приходилось, а закон-то ведь один для всех? Специалист пояснил, что все зависит от того, как в ходе Земельной реформы, которая проводилась в 1990-е, была нарезана земля: во многих крупных муниципалитетах внутриквартальные дороги так и остались в собственности самоуправления. «В Нарве в свое время, видимо, пошли другим путем. И, хотя все эти дороги функционально были внутриквартальными, де-факто их нарезали как частные дороги», – рассказал Дмитрий Дьяков. А частный собственник на своей земле какие захочет, такие и установит ограничители движения, и никто ему не указ.

Нарвский юрист Александр Гамазин, много лет занимавшийся различными правовыми вопросами КТ, с этой трактовкой закона не совсем согласился.

Юрист Александр Гамазин не уверен, что ограничители движения могут быть любыми. Фото: архив “НГ”

«Территория-то частная, но все равно дорожные знаки или ограничители движения, которые КТ на своей территории устанавливает, не могут быть любыми. Все равно есть определенные нормы и правила, какими они могут быть, а какими не могут, и как и где их можно устанавливать», – считает юрист. Он привел пример из своей практики, когда автомобилист, разбив свою машину о незамеченный им бесформенный ограничитель движения, подал на КТ в суд и выиграл его. «Суд согласился, что малозаметная бетонная тумба не может играть роль ограничителя движения, и поэтому КТ должно возместить водителю ущерб», – рассказал он.

«Да, может регулировать деятельность КТ и суд», – согласился Дьяков, но еще раз подтвердил: никаких предписаний по поводу всевозможных бетонных тумб и клумб, которые нарвские КТ устанавливают на своих территориях, чтобы помешать транзитному проезду машин через их дворы, город после 2011 года делать не вправе.

Как в дальнейшем должен решаться вопрос с парковками частных автомашин? Пока единственная доступная горожанам практика – это строительство парковок на месте зеленых зон. По мнению юриста Александра Гамазина, это тупиковый путь, который к тому же уничтожает «легкие» нарвских дворов и постепенно превращает их в газовые колодцы. «Единственная разумная альтернатива – это строительство много­этажных парковочных домов. К примеру, город мог бы выкупить пустырь на месте АТП и предложить предпринимателям построить на его месте парковочный дом. Хотя бы стратегически, на будущее такие места должны быть определены», – считает специалист по КТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *