Первая неделя работы нарвского участка границы в дневном режиме, с 7 утра до 23:00, прошла относительно спокойно. Время прохождения обоих погранпунктов, эстонского и российского, не превышало трех часов, хотя однажды составляло шесть, а часто хватало и получаса, но очереди перед ними из пришедших к открытию стали обычным делом.
В Департаменте полиции и погранохраны ответили на некоторые вопросы «НГ», сказав и о той вероятной ситуации, когда эстонские власти могут закрыть границу полностью, но тут ничего нового мы не узнали.
Бывают конфликты, места в очереди продают
1 мая погранпункт в Нарве решением правительства ЭР начал уходить на ночной восьмичасовой перерыв, с 23:00 до 7 утра, а пункт контроля на российской стороне Наровы, в Ивангороде, синхронизировался с эстонским. О готовности ивангородского погранпункта перейти на новое расписание российские власти сообщили еще 27 апреля, и никаких сюрпризов не произошло. Первую неделю работы в новом режиме пограничники обеих стран действовали слаженно – на мосту Дружба на ночь никто не оставался.
2 мая перед 7 утра на Петровской площади открытия погранпункта ждало около 150 человек, может, чуть больше, но в последующие дни собиралось к началу контроля в основном около ста. В эту среду перед стартом контроля там было примерно 120-130 приготовившихся идти в Россию человек.
Очередь начинает формироваться около пяти утра, иногда даже раньше, судя по разговорам и сообщениям в соцсетях, согласно которым уже появились предприимчивые люди, продающие желающим первые места. Говорят, что в основном спешат оказаться на той стороне те, кто не хочет опоздать на какой-то транспорт, но особенного ажиотажа, напряжения не чувствуется. Бывают случаи, когда кого-то пропускают без очереди, войдя в положение, но это скорее исключение. В основном стоящие непреклонны.
В среду утром возник эмоциональный спор, с переходом в крик, когда к нарвскому погранпункту перед самым открытием подошли мужчина и женщина, лет 60-ти, с тележками, пытаясь встать в самом начале очереди. Ваш корреспондент был свидетелем, как они говорили присутствующим, что пришли на Петровскую еще в пять, заняв очередь и отойдя на время, получив от остающихся на месте подтверждение, что смогут вернуться. В то же время пара женщин и мужчин резко возмущались, доказывали, что «их тут не стояло». Яркий конфликт все-таки угас быстро – втиснувшимся в очередь при поддержке пары человек в ее начале, засвидетельствовавших, что они были тут раньше, удалось отстоять право остаться.
Судя по всем доступным нам источникам, в первую неделю не было такого, когда двери погранпунктов закрывались в 23:00 перед ждущими своей очереди людьми.
К этому времени, минут за 15-20 до закрытия пунктов пропуска, активность пересечения границы резко падала, так как понятно, что никто не хочет оказаться в таком положении. О случаях, когда кто-то попал в сложную ситуацию, например, опоздал на самолет, из-за того, что не знал, что граница больше не работает круглосуточно, вынужден был ждать открытия погранпунктов на улице, нам неизвестно, но не исключено, что они были.
Очереди на границе в первую неделю работы в новом режиме были скорее умеренными. Как правило, людям удалось прийти из Нарвы в Ивангород или наоборот быстро, тратя до часа на ожидание контроля на обоих погранпунктах, задерживаясь в основном на российском.
«Люди не могут забыть родственников»
Между тем, нередки были ситуации, когда прохождение границы занимало до трех часов. А занимавшийся раньше нелегальной подработкой на доставке промтоваров и продуктов из Нарвы в Ивангород 50-летний Роман рассказал нам, как возвращался в субботу в Нарву аж шесть часов.
«Даже не знаю, почему, но на российской стороне образовалась вдруг такая очередь, в которой намучился я и все остальные. Я уже устроился на нормальную работу и больше таскать вещи и продукты в Ивангород не хочу», – поделился Роман, ходивший в последний раз на ту сторону реки по личным делам.
В среду ваш корреспондент поговорил с пришедшей к открытию нарвского погранпункта семьей из Испании, перебравшейся туда давно из Литвы, а в Россию ехавшей к бабушке.
«Как мы относимся к призывам эстонских властей не ездить в Россию? Они, наверное, не думают о том, что люди не могут забыть родственников. Кто знает, сколько еще продлится война? Может быть, еще многие годы, и мы будем ездить, пока есть возможность», – сказал отец семейства Александр. По его словам, через Эстонию поехали просто потому, что так дешевле и быстрее, чем иными путями.
Реконструкции либо нет, либо она никому незаметна
Бывающий часто в Ивангороде Сергей сказал «НГ», что реконструкция ивангородского погранпункта до сих пор толком не началась. Напомним, что именно в связи с ней с 1 февраля было остановлено предположительно на пару лет движение автотранспорта через границу на нарвском участке. Отметим еще раз и то, что будущий предположительный момент возвращения погранпунктов к круглосуточному режиму работы связывают с окончанием реконструкции.
«Она не идет или почти незаметна. Старые сооружения никто пока не ломает, вообще ничего связанного со строительством не происходит. Единственное, что произошло за все время – это огородили забором часть территории таможенно-пограничной зоны в Ивангороде, установили строительные вагончики. Говорят, что то ли монтируют, то ли уже смонтировали новые весы для автотранспорта, но это я подтвердить не могу – просто слышал такое. Но вообще странно было бы все начинать с весов. В целом же ничего такого не происходит», – рассказал Сергей.
Биометрические ворота обслуживают по ночам
В Департаменте полиции и погранохраны ответили на вопросы «НГ», еще раз объяснив целесообразность отказа от работы нарвского погранпункта ночью.
«По статистике Департамента полиции и погранохраны людей, пересекавших границу в ночное время, было крайне мало. Кроме того, представители МВД неоднократно призывали не совершать поездки в Россию в нынешних обстоятельствах. По нашей оценке, работа погранпункта в ночное время нерациональна, – получили мы ответ от пресс-службы департамента. – Ежедневно границу в Нарве пересекают 3500-4000 раз в обе стороны («в Эстонию» и «из Эстонии» – примерно одинаково, примерно по 1500-2000 пересечений). Следует учитывать, что это не количество людей, а количество пересечений, то есть один человек может пересечь границу несколько раз за день. 90 процентов пересечений границы приходилось на дневное время. Соответственно, ночью границу пересекало примерно 150-200 человек».
Отметим, что, как сообщалось ранее, только за февраль границу в Нарве ночами пересекали 13 тысяч раз, то есть получается все-таки – по 400 раз за сутки.
Создавалось впечатление, что ночью через границу шли в основном люди не из Нарвы и даже не из Эстонии, а русские европейцы издалека, со всех уголков ЕС. По данному поводу в департаменте ничего сказать не могут.
«Наша статистика не отображает место проживания людей, мы ориентируемся на гражданство человека. Поэтому предоставленные данные, с учетом количества проживающих в Эстонии граждан РФ и других стран – нерелевантны», – отметили в пресс-службе.
Но вот, например, с конца прошлого года, когда были закрыты все финские погранпункты на границе с Россией, число добирающихся через ЭР в РФ граждан Финляндии увеличилось в 35 раз.
Люди жалуются на то, что на эстонской стороне поток пересекающих границу зачастую тормозит выход из строя биометрических ворот, через которые можно пройти самостоятельно, показав паспорт с биометрией, без контроля со стороны живого пограничника.
«Ворота с биометрическим контролем, как и любая техника, иногда выходят из строя, либо нуждаются в обслуживании. Обслуживание ворот логично делать в такое время, когда желающих воспользоваться ими не так много, то есть как раз ночью», – объяснили в департаменте иногда возникавшие в ночное время очереди. Теперь днем, надо полагать, ворота с биометрией будут работать лучше, так как обслуживать их стали в нерабочее время.
Миграционные атаки не исключены
Много разговоров, конечно, ходит в народе о том, что полное закрытие границы в Нарве – теперь только вопрос времени.
Между тем, в Департаменте полиции и погранохраны, отвечая на вопрос о вероятности полного закрытия границы, говорят то, что говорили в конце прошлого года, когда в Эстонии допускали возможность миграционной атаки, организованной российскими властями.
Запланированная на два года реконструкция погранпункта в Ивангороде, в связи с которой движение транспорта через мост Дружбы остановили 1 февраля, до сих пор толком не началась. Соответственно, неизвестно, когда она закончится.
«Хотя сейчас ситуация выглядит стабильной, это вовсе не значит, что риск миграционного давления более не актуален, – сказал «НГ» руководитель погранслужбы Эстонии Вейко Коммусаар. – Департамент полиции и погранохраны по-прежнему пристально следит за обстановкой на границе. В случае эскалации есть вероятность, что границу могут закрыть совсем. Условия для этого такие же, какие были озвучены осенью 2023 года: если в какой-то момент Россия не впустит назад граждан третьих стран, у которых нет оснований для въезда на территорию Эстонии и ЕС. Тогда мы окажемся в ситуации, когда у нас на мосту между двумя странами останется группа людей, а значит – нам придется заниматься их судьбой.
В этом случае пограничный пункт в Нарве будет закрыт немедленно, чтобы избежать последующих волн мигрантов. В случае эскалации придется также рассмотреть вариант закрытия и остальных пограничных пунктов с Россией. Даже несколько граждан третьих стран, оказавшихся на эстонской границе, могут спровоцировать ее закрытие, если это будет определено как миграционная атака».
Фото: Роман Викулов