Интересуюсь у двух идущих мне навстречу со стороны улицы Тиймана женщин: что они думают по поводу планируемого ее переименования? «Была улица Тиймана и пусть дальше будет!» – решительно заявляет одна. Вторая отвечает чуть помедлив: «Все равно ведь переименуют. Но почему в Солдина? Это целый район города, есть еще и такой поселок». «Кто такой Тийман – мало кто знает, – не сдавалась первая дама, – не понимаю, зачем менять название!..».
В августовские дни, когда нарвитяне находились в шоке от демонтажа Танка и сноса других военных памятников, Нарвская горуправа направила в местное горсобрание очередной проект решения о переименовании улиц, носящих имена красноармейцев. Письмо с напоминанием о том же пришло в управу от министра госуправления Рийны Солман три недели назад. Медлить с ответом было нельзя: в качестве аргумента на этот счет у министра, как отмечал ранее ERR, имелась поправка к закону, позволяющая государству с момента его вступления в силу самостоятельно менять названия улиц в Нарве.
Старт официальной процедуре переименования улиц дало заседание городской комиссии по наименованиям, составившей список из 11 улиц и одного парка, которые следует переименовать. После этого проект решения рассмотрят городская управа, депутатские комиссии горсобрания, состоится обсуждение вопроса общественностью города. Принимать окончательное решение предстоит депутатам. Произойти это может, по прикидкам мэра Нарвы Катри Райк, не ранее декабря текущего года.
Если государство ждало от Нарвы переименования семи улиц (Даумана, Тиймана, Юханова, Бастракова, Графова, Горбача и 26 Июля), то по собственному желанию комиссия добавила в этот список еще пять названий (Партизани, Пролетарская, 1 Мая, Герасимова и парк Выйду). На вопрос, не была ли чересчур излишней такая инициатива, Райк ответила, что комиссия решила поступить так, чтобы не возвращаться к этому вопросу через какое-то время. В состав комиссии помимо мэра входят Кайе Энно, руководитель Департамента архитектуры, Пеэтер Тамбу, главный архитектор, Мадис Туудер, старший инспектор по охране объектов старины, Андрес Кустола, главный архивариус Нарвы.
«За чей счет банкет?»
Катри Райк отметила, что процесс переименования улиц в Нарве только начинается, и не стоит делать из этого главную проблему города. Сама она как член комиссии в предложенных названиях не видит ничего «смертельного».
Мэр сказала, что со списком уже ознакомлены депутаты коалиции, министру отправлено ответное письмо о начале делопроизводства, теперь Департамент архитектуры займется оформлением проекта решения горуправы и подготовит письма всем товариществам, которых коснется переименование. Вместо положенных 12 дней по закону товариществам на проведение собрания и для дачи обратной связи (согласны или не согласны) город решил дать 30 дней. Только после этого вопрос может быть подан на обсуждение городскому собранию.
По словам Райк, никаких личных расходов предстоящее переименование улиц от собственников квартир и квартирных товариществ не потребует. Таблички с названиями улиц заменит город, на что попросит частичную компенсацию от государства. Что же касается регистров, то в них, успокоила мэр, все поменяется автоматически.
Впрочем, обо всех деталях этого процесса представителям квартирных товариществ расскажут на ближайшем инфочасе, который также посвятят отоплению и кризисным ситуациям.
«Нарвская Газета» пообщалась с председателем КТ одного из домов по улице Тиймана, не пожелавшим назвать себя публично. Да, данные в Крепостной книге поменяются, заметил наш собеседник, поэтому документы для посещения, например, нотариуса менять не нужно. Хорошо, что таблички на домах город поменяет на свои средства. Но вопросы все равно остаются. Например, будут ли оставаться действующими знаки, разрешающие парковку только для жителей определенного дома, а если их надо поменять, то за чей счет? Надо ли водителям менять техпаспорта?
Но самые большие опасения председателя связаны с необходимыми изменениями в расчетных счетах КТ, основанных на адресах. Работа по оповещению об этом всех вносящих платежи, партнеров и поставщиков потребует времени. А у многих собственников оформлены прямые платежные поручения, установлен режим «определенные платежи». Не уйдет платеж вовремя, и человек уже задолжник. Городу было бы весьма полезно издать специальную памятку для квартирных товариществ.
«Яама есть в каждом городе. И мы туда же?»
Предложенные комиссией названия улиц бурно обсуждают в соцсетях. Больше всего иронизируют как раз над предложенным вариантом переименования улицы В.Герасимова. Шутят, что ее новое название «улица Иоганна Людвига фон Кнопа» и трезвому-то не произнести, а подвыпивший и вызвавший такси человек и вовсе рискует не доехать. Предполагают, что в народе она все равно останется улицей Герасимова. Кто-то из комментаторов написал, что до переименования в 1956 году в честь рабочего-революционера Василия Герасимова улица носила название Парги, что значит Парковая. И многие согласились, что лучше было бы вернуть ей именно это название, тем более, что барон Кноп в Нарве постоянно не проживал.
“Процесс переименования улиц в Нарве только начинается, и не стоит делать из этого главную проблему города.
Шутки ради предлагают называть улицы именами мэра и депутатов, например, «улица Катюши», или «улица Евграфова»… Говорят, что «улица Яама есть в каждом городе Эстонии. И мы туда же?».
Комментаторы считают, что такой вопрос, как названия улиц, было бы демократично решать путем народного референдума. В одной из групп вообще устроили подписание «петиции» к горуправе с протестом против переименования в том виде, который предлагает комиссия по наименованиям. Также требуют провести опрос жителей, чтобы они могли выбирать из трех возможных вариантов по названию каждой из улиц.
Нарва интересна Эстонии
На пресс-конференции 23 сентября председатель горсобрания Владимир Жаворонков предположил, что напоминание из Таллинна о необходимости переименования улиц связано с практиковавшимся ранее ведением заседаний Нарвского горсобрания на русском языке. С этим мэр Нарвы Катри Райк не согласна. По ее словам, аналогичные письма получили и другие самоуправления Эстонии, например Силламяэ и Тарту. И тон оригинала письма на эстонском языке был, по ее оценке, нормальным и абсолютно вежливым. Кроме того, министр после отправки письма еще и позвонила нарвскому мэру лично.
По мнению мэра, Нарва по-прежнему представляет большой интерес для остальной Эстонии. Так, на днях наш город посетили чиновники Министерства образования, говорили об инвестициях в эту сферу, обсуждали строительство еще одной школы, а конкретно Пяхклимяэской гимназии. Также приезжали чиновники высокого ранга, чтобы обсудить строительство больницы и квартала культуры.
«Политика – это искусство компромиссов», – подытожила Катри Райк, заметив, что она готова идти на компромиссы ради блага Нарвы и нарвитян.
Сегодня, 6 октября, в 18.00 состоится заседание комиссии по историческому наследию, созданной при городском собрании. По словам этой комиссии Алексея Евграфова, сегодня будут рассмотрены все улицы, предложенные для переименования комиссией по наименованиям, и принято решение. «Это большой вопрос, – отметил Евграфов, – потому что прошлые решения комиссии по историческому наследию, принятые по поводу памятников, были полностью проигнорированы управой, мэром города и коалицией городского собрания».
Фото: Наталья Соболева
Какие названия предлагаются
Комментируя решение комиссии по переименованиям, Катри Райк пояснила, что названия улиц подобраны с тем расчетом, чтобы их могли без затруднений произносить как на эстонском, так и русском языках, что они должны писаться на эстонском языке и употребляться в родительном падеже.
Говоря конкретно, она отметила, что улица Солдина, в которую переименуют улицу Тиймана, должна иметь окончание «а», как и улица Кивилинна, которая придет на смену названию улицы Даумана. Улицу Юханова предлагается назвать Вяйке Раквере. В свое время это была вторая Раквере, но сейчас использовать в названии улиц числа не рекомендуется.
Улицу Михаила Горбача, расположенную в районе Сийвертси, предполагается назвать Сеэдри, что означает Кедровая. «Там есть улицы с названиями деревьев, поэтому взяли такое, – объяснила Катри Райк, – и, замечу, эта улица не имеет никакого отношения к Михаилу Горбачеву, как многие ошибочно полагают». То, что кедров в Нарве практически нет, комиссию не смущает – их можно и посадить.
Предлагается вернуть ряд исторических названий. Улицу Графова переименовать в Мадизе – это название улица носила между двумя войнами. Улицу Бастракова в Масина (ударение на первый слог, по-эстонски: машина), поскольку в этом месте до войны всегда были какие-то мастерские. Улицу 1 Мая переименовать в Яама, а улицу Партизани – в Реэкюла. Улицу Пролетарскую комиссия считает возможным переименовать в Стаадиони. Впрочем, не исключено, что три последних предложения, отметила Райк, поддержаны не будут.
В названии улицы 26 Июля комиссия считает достаточным просто убрать число 26. А пересекающую ее улицу Герасимова предлагается назвать в честь основателя «Кренгольмской мануфактуры» Иоганна Людвига фон Кнопа.
Это предложение, в частности, вызвало удивление председателя оппозиционной фракции Narva Heaks и комиссии Нарвского горсобрания по историческому наследию Алексея Евграфова.
«Всегда была рекомендация не называть улицы именами людей», – сказал он, отметив, что история, как и трактовки, меняется, и не пришлось бы вновь заниматься переименованием через какое-то время.
Как отметила Катри Райк, предложение об увековечении имени основателя «Кренгольмской мануфактуры» родилось как результат дискуссии с представителями Европейской комиссии, приезжавшими в Таллинн в связи с предстоящим визитом в Эстонию и Нарву ее председателя Урсулы фон дер Ляйен, являющейся потомком Кнопа.
Члены городской комиссии, рассказала Райк, предложили назвать одну из улиц именем бывшего городского головы Адольфа Гана. Однако большая разница в произношении этой фамилии на разных языках заставила комиссию от этой идеи отказаться.
Не воин, а доктор
Не вошедшую в список улицу Маслова, где стоит Нарвский приют, комиссия рассмотрит на предмет возможного упущения. С одной стороны, человек, чьим именем улица называется сейчас, носил звание генерал-майора медицинской службы. С другой стороны, Михаил Степанович Маслов, уроженец Нарвы, 1885 г.р., лично с оружием в руках под Нарвой не воевал, поскольку в это время со всей своей кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии Петербурга находился в эвакуации в Самарканде, где занимался темой противовоздушной и противохимической защиты.
Без сомнения, профессор – выдающаяся личность, он подготовил 10 докторов и 46 кандидатов медицинских наук. Что в итоге возьмет верх: гордость за большого ученого, которым стал некогда нарвский мальчонка, или принцип – узнаем через энное время.
К слову, уж если комиссия все-таки решит добавить в список к переименованию улицу Маслова, то резонно заметить, что именно ей, а не улице В.Герасимова, лучше всего присвоить название улицы Кнопа, поскольку она начинается как раз от бывшего директорского дома.
2 комментарии
Историю переписывать не надо, она должна быть одна на все времена, и памятник Ленина на Петровской трогать не надо было, вот Финны дедушку Ленина 104 года не трогают и живут хорошо,
А те кто трогает чужие памятники, святые кости, имена , им каждому воздастся, потому что мироздание не прощает, если кто этим занимается не ответит, ответят их дети и внуки.
Сколько гибнет людей на прямом отрезке дороги Синимяэ- Силламяэ, а все потому, что дорогу новую на человеческих костях построили, кто будет будет свидетелем, потом напишет.
,,Орлы,, которые за танком приезжали, они хоть лица скрывали, первые получат от мироздания возмездия.
А теперь в Риге скейт парк, вот увидите сколько детей там травмируете.
А в Таллинне опять за раскопки взялись.
Когда наконец начнём работать, что то доброе для людей делать.
В Финляндии на днях демонтировали последний памятник Ленину.
Переименование улицы Тиймана на Солдина только приветствую. Это именно ее историческое название. Учился в 8 школе и всегда знал улицу Солдино, по имени имения барона Сольдина. И вдруг она стала Тиймана….Ухо резало и душа не принимала. Горком партии не спрашивал жителей о названии улиц. Вспомните улицу Раквере – Федюнинского – Раквере. Это что сразу вспомнилось.