В последние годы в Нарве были снесены несколько общежитий, однако и в оставшихся пустуют десятки комнат. Фото: Татьяна Завьялова

На прошедшем 26 августа заседании городского собрания был принят новый порядок, регламентирующий получение муниципального жилья. Правящая коалиция считает, что это облегчит получение городского жилья малоимущими, оппозиция же открыто называет это откатом назад и манипуляцией.

Решением городского собрания была возвращена отмененная в 2022 году процедура ходатайства о муниципальном жилье. Теперь горожане, оказавшись в стесненном положении, снова смогут просить о выделении жилплощади через Целевое учреждение Narva Linnaelamu. На протяжении последних двух лет получить комнату в общежитии или квартиру, находящуюся в собственности у города, можно было только по линии Социального департамента, пройдя процедуру оценки.

“Люди, которые не могут позволить себе приобрести жилплощадь, или снять ее на открытом рынке, вынуждены были ежегодно проходить оценку чиновников Социального департамента. Это не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Не всегда человек имеет возможность быстро улучшить свое финансовое положение и обзавестись своей собственной жилплощадью. С возвращением порядка ходатайствования через Linnaelamu у людей появится возможность получить у города жилье не проходя оценку”, – отмечает член совета Целевого учреждения Александр Ефимов.

Старая история

Эпопея началась еще в 2022 году, когда предыдущая коалиция озаботилась наведением порядка в сфере муниципального жилья в Нарве. Поводом для этого стал аудит канцлера права, проведенный еще в 2017 году, нашедший в действовавших тогда порядках 11 несоответствий. Бывший тогда председателем Нарвского городского собрания Владимир Жаворонков характеризовал это так – “Верховная коллегия по конституционному надзору Госсуда вынесла решение о том, что весь комплекс оказания социальных услуг, в частности, и предоставление жилых помещений, поставлен, мягко говоря, незаконно абсолютно”.

 

После бурных споров в городском собрании в 2022 году новый порядок был принят. По мнению Жаворонкова, главное было в том, чтобы городское жилье предоставлялось в качестве социальной услуги.

Социальное против муниципального

Тут стоит сделать разъяснение. Социальным называется жилье, которое предоставляется в рамках соответствующей услуги. Например, люди потеряли квартиру в ходе пожара или затопления водой. Тогда они могут обратиться в Социальный департамент и получить в свое распоряжение пригодное для проживания помещение. И эта услуга при новом, принятом на прошлой неделе порядке, остается неизменной.


“Если надо поощрить лояльного человека, то Linnaelamu может передать ему муниципальную квартиру.


Муниципальное же жилье распределяется между ходатаями через ЦУ Narva Linnaelamu, решение принимается комиссией мэрии..

“Если социальный департамент, его чиновники, имеют доступ к необходимым базам данных и могут проверить, действительно ли человек находится в бедственном положении, то Linnaelamu полномочий таких не имеет. Выходит, что структура, не относящаяся к городу напрямую, распоряжается городским имуществом, не имея достаточной информации для принятия решений”, – говорит Жаворонков.

Он также отмечает, что подобный порядок распоряжения жильем может использоваться в качестве инструмента перераспределения благ.

Нарвские общежития уже давно пополняют свои доходы сдачей свободных площадей предпринимателям. Фото: Татьяна Завьялова

“Если надо поощрить лояльного человека, то Linnaelamu может передать ему муниципальную квартиру и даже заключить бессрочный договор, подобная практика имела место до 2022 года. Социальное жилье таким инструментом быть не может, так как закон обозначает четкие критерии оценки”, – добавляет Жаворонков.

Он также отметил, что предыдущая администрация, в свое время, инициировала аудит состояния принадлежащего городу жилья. В его ходе выяснилось, что пустуют около 200 комнат в нарвских общежитиях.

“Мы также планировали проверить использование квартир, но процесс этот трудоемкий – практически поквартирный обход, и завершить мы его успели только на треть”, – говорит Жаворонков.

А что сегодня?

Александр Ефимов утверждает, что из-за демонтажа системы муниципального жилья какое-то количество людей потеряло выделенную городом жилплощадь.

“Мне лично известно о трех таких людях. Людях, которые не смогли в очередной раз пройти оценку Социального департамента и лишились жилплощади, которая до этого была муниципальной. Сегодня в общежитиях у нас пустует 80 комнат, при этом в общагах проживает около 700 человек. В данной ситуации мы посчитали, что возвращение системы муниципального жилья востребовано и необходимо. Город должен помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации”, – говорит Ефимов.

То, как сработает новый-старый порядок, предстоит еще увидеть. Поскольку муниципальное жилье “как бы не существовало” последние два года, то и очередей на него не было. Поэтому невозможно сказать, насколько оно в данный момент востребовано. Ясно сейчас только одно – вопрос перераспределения принадлежащего городу жилья еще не раз станет поводом для политической борьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *