Иллюстративное фото: Наталья Старостина

В магистерской работе, защищенной в Таллиннском университете, исследовалось, в какой степени самовосприятие нарвской молодежи связано с Нарвой и Эстонским государством.

Прямого конфликта между двумя идентичностями не выявилось, однако оказалось, что государственная идентичность нарвской молодежи еще находится в стадии формирования и, по мнению молодых, город мог бы быть более связан с остальной Эстонией.

Живущие в Нарве эстонские русские составляют меньшинство в Эстонии в целом, но в Нарве они в большинстве. Чтобы изучить, как нарвские эстонские русские конструируют свою идентичность, автор магистерской работы и руководитель исследований Фонда интеграции Анастасия Туудер опросила 12 молодых людей в возрасте 18-26 лет, для которых русский язык является родным. Целью исследования было проанализировать, как молодые люди обосновывают свои взгляды.

Туудер отметила, что отношения между молодежью Нарвы и эстонским сообществом являются сдержанными. Молодые люди понимают, что для улучшения своего положения нужно много работать самим. “Несмотря на мнение, что государство могло бы ослабить определенные языковые требования, понимают, почему государство этого не делает”, – пояснила Туудер.

Различия поколений

По словам Туудер, молодые люди при этом способны ощущать себя частью Нарвы и Эстонии. “Скорее, отличается отношение пожилых людей. Это конфликт поколений, когда пожилые люди больше смотрят в сторону Кремля, а молодые – в сторону Запада”, – отметила Туудер.

Однако некоторые респонденты также заявили, что эстонцам следует выучить русский язык, чтобы улучшить свою жизнь в Нарве, и что сами эстонцы не хотят интегрироваться. “Эти отдельные заявления можно считать несколько более радикальными, и к ним следует относиться с осторожностью. Больше было мнений о том, улучшить свое знание эстонского языка следовало бы живущим в Нарве эстонским русским”, – продолжила Туудер.

Она подчеркнула, что такое разнообразие мнений является нормальным и касается не только этнополитических вопросов, но и всевозможных других тем, в том числе разногласий по поводу вакцинации.

Туудер в интервью напрямую не касалась войны между Россией и Украиной, однако, по ее словам, следует с осторожностью относиться к мнению, что какая-то часть русских, живущих в Эстонии, определенно на стороне Путина. “Подобная риторика может, прежде всего, повлиять на тех, чья идентичность еще только формируется, и склонить их к отдалению от Эстонского государства. Боюсь, что это недостаточно учитывается”, – отметила Туудер.

Идентичность – это процесс

Новоиспеченный магистр подчеркнула, что идентичность – это не факт, а процесс, и противоречивые отношения играют важную роль в формировании самовосприятия. “То, как меня видят другие, влияет на то, как я вижу себя, и наоборот”, – пояснила Туудер. По ее словам, поскольку в случае с нарвской молодежью их национальная идентичность окончательно не сформирована, на нее может воздействовать любая риторика, которая в том числе может усилить радикальные позиции.

“С одной стороны понятно, что, поскольку сторонников Путина много, трудно отличить, сколько из местных эстонских русских настроено проэстонски, и сколько – пророссийски. Если некоторые эстонские русские еще не обрели для себя полной ясности, то наша задача должна заключаться в том, чтобы пойти им навстречу, чтобы они достигли того, чего хотим мы”, – сказала Туудер.

Один из ключевых вопросов, затронутых в магистерской работе, касается факторов и условий, формирующих процесс создания идентичности. “Нарвские эстонские русские считают, что, в принципе, можно чувствовать себя своими как в Нарве, так и в Эстонском государстве, хотя национальная идентичность во многих случаях еще не полностью сформировалась”, – пояснила Туудер.

Предпосылкой усиления эстонской идентичности нарвская молодежь считает расширение эстонской культуры в Нарве и более тесную связь города со страной. “Респонденты считают, что благодаря этому город стал бы более разнообразным и толерантным”, – добавила Туудер.

Не хватает исследований

Автор работы напомнила, что интеграция – это двусторонний процесс: “Когда эстонский русский выучивает язык, сдает экзамен на гражданство, лоялен к Эстонскому государству и считает Эстонию своей родиной, а другая сторона просто пожимает плечами, то может показаться, что не стоило вообще прилагать усилий”.

Туудер отметила, что, хотя о менталитете нарвитян пишут много, а интерес СМИ, как местных, так и зарубежных, к этой теме большой, соответствующих исследований не хватает.  “Поскольку в Нарве проживает значительно больше пожилых людей, не исключено, что молодые люди чувствуют себя меньшинством и не решаются очень громко выражать свое мнение.  Надеюсь, что моя магистерская работа заставит более пристально изучить молодежь Нарвы и Нарву в целом”.

ERR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *