Ирина Токарева

Нет никакого открытия в банальных утверждениях: чтобы отказаться от чего-то старого, нужно вначале построить вместо него что-то новое, а разрыв между реальностью и планами может завести в тупик.

В 2018 году «зеленые» Эстонии развернули кампанию, которую назвали põxit – выход из сланцевой энергетики. К этой кампании многие отнеслись скептически, поскольку тогда примерно 90 процентов потребности страны в электроэнергии покрывалось за счет Нарвских электростанций. Однако уже через несколько лет рост цен на квоты СО2 привел к тому, что электроэнергию стало выгоднее покупать, чем производить самим — казалось, põxit наступил сам собой.

Но война в Украине и пакеты санкций привели к дефициту электроэнергии и невиданным ценам на нее, что привело многие европейские страны к решениям временно восстановить свою углеродную энергетику: в Германии и Италии планируют временно реанимировать угольные шахты. У нас, в Нарве вновь заработали на полную мощность Нарвские электростанции, а концерн Eesti Energia принял решение о принятии на шахты и электростанции нескольких сотен новых работников.

Это не означает, что Эстония откажется от «зеленого поворота», перестанет заниматься строительством ветропарков или инвестировать в экономику замкнутого цикла.

Но все произошедшее ясно показало: невозможно получить достаточное количество «зеленой энергии» только потому, что это очень хорошая идея. Да, есть много прекрасных идей: во-первых, снизить энергопотребление за счет энергосберегающего жилья — но мы пока в основном живем в старом. Во-вторых, построить побольше ветропарков — но их пока слишком мало.

Дефицит электроэнергии и высокие цены сделали производство электроэнергии из сланца вновь рентабельным, однако оставили другую проблему: высокие цены на электричество могут привести к краху предприятий и сокращению числа рабочих мест. И это — тоже проблема, которая не решится сама собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *