Если еще несколько лет назад знатоки нарвской истории мечтали хотя бы о единичных археологических исследованиях на территории города, то сегодня это происходит в Нарве уже в нескольких местах. В начале октября «Нарвскую Газету» пригласили разделить радость очередной исторической находки на улицу Краави, место строительства нового здания Эстонской гимназии.

Нашим проводником в многовековое прошлое Нарвы снова стал Илья Давыдов, археолог, ведущий наблюдение за земляными работами в рамках реконструкции Ратушной площади. Археологический надзор на Краави, 1 проводит Свен Удам, Илья помогает в исследовании, откликнувшись на просьбу коллеги.

– Я с готовностью согласился, поскольку у меня и раньше был большой интерес к этому участку старого города, – объясняет Илья причины своего появления на новом объекте.

– Ну, ведите, – прошу я, обведя взглядом стройплощадку и сосредоточившись исключительно на двух котлованах (глубина невозможная! Интересно, а каким образом экскаваторы затем оказываются наверху?).

Продвигаемся дальше – а вот и та самая находка: часть контрэскарпной стены. То есть, как поясняет Илья Давыдов, стены на внешнем крае рва. К ней прилегает здесь участок засыпанного крепостного рва. Существовавший еще со средневековья ров был расширен в первой трети 17-го века при строительстве ранних бастионов итальянского типа.

Археолог показывает на небольшую оплывшую насыпь через дорогу от старого корпуса гимназии – это и есть остатки бастионов с романтичным названием «Королевская горка».

– Ров на этом участке городских укреплений был засыпан в последние десятилетия 18-го века, и по нему была проложена Ровяная улица (сейчас Краави), – поясняет Илья.

В чем ценность находки?

А она, выясняется, в том, что на сегодняшний день это единственный наиболее хорошо сохранившийся аутентичный участок рва перед бастионами начала 17 -го века.

– Обнаружение рва не было для меня неожиданностью. Ров был изображен на многих планах нарвской крепости 17 – 18 веков, – говорит наш эксперт. – Сложность заключалась в том, что было неясно, сохранился ли ров на этом участке, какова степень его сохранности и где точно он проходит.

Заинтересовавшаяся находкой девушка в строительной форме спрашивает у археолога: и что теперь с этой исторической ценностью будет?

Еще на этапе составления детальной планировки, рассказывает Илья, он обратился в Департамент архитектуры и городского планирования с предложением о внесении в проект пункта о маркировке местоположения крепостного рва на территории школы. Это предложение было учтено. Остатки контрэскарпной стены были археологом расчищены и зафиксированы. О находке было сразу сообщено старшему специалисту охраны памятников Мадису Туудеру и в Департамент охраны памятников в Таллинн. На несколько дней земляные работы были здесь при-остановлены.

Зафиксировали и засыпали

Благодаря оперативному, по оценке археолога, реагированию всех заинтересованных сторон задержка в проведении строительных работ была минимальной.

При участии заказчика, строителей, археологов и представителей охраны памятников было принято решение о маркировке контрэскарпа в объеме строящегося корпуса школы и на территории школьного двора.


«Ров был изображен на многих планах нарвской крепости 17 – 18 веков. Сложность заключалась в том, что было неясно, сохранился ли ров на этом участке, какова степень его сохранности и где точно он проходит.

Не нарушит ли это выверенных, должно быть, до мелочей, планов архитекторов?

– Скорей наоборот, обогатит и украсит внутреннее пространство школы интересным историческим элементом, – говорит Илья.– Кроме этого в школе будет установлен инфостенд с пояснениями и планами участка городских укреплений.
Было решено, что сама стена экспонироваться не будет (хотя такое предложение тоже прозвучало) и ее просто засыпят щебнем. Разрушены будут только те участки стены, где согласно проекту должны будут находится опорные колонны нового корпуса школы. Археологам еще предстоит выяснить, где находится продолжение стены, но это произойдет не ранее весны следующего года.

Как пройти к дому Адольфа Гана?

Другим интересным объектом на этом участке стали стены жилого дома, располагавшегося на углу ул.Вестервалли и Краави.
Рассказывает Илья Давыдов.

– Судя по архивным данным конца 19 века, дом принадлежал Адольфу Федоровичу Гану, человеку, имя которого знакомо многим нарвитянам и гостям города. Его супруга, Аделе София Ган (дев. Кольбе), была управляющей частного женского училища 2-го класса – первого образовательного учреждения для девочек в Нарве. В 1884 году училище было преобразовано в женскую гимназию и располагалось в здании поблизости от жилого дома супругов Ган. Здание женской гимназии пережило 2-ю Мировую войну и было снесено в конце 1950-х гг. В 1960 году на этом месте построили т. н. старый корпус Эстонской гимназии.
Игорь Куров, местный краевед (кстати, учившийся в свое время в этой школе), считает, что место дома супругов Ган и школы должно быть отмечено памятной табличкой.

Эту мысль я озвучил во время своей встречи с заказчиком, строителями и представителями охраны памятников. Идею в целом поддержали, правда, заметили, что вопрос с установкой памятных досок в память значимых в истории Нарвы объектов и людей должны решать городские власти вместе с руководством школы. Поэтому, пользуясь возможностью, обращаю внимание ответственных лиц города и гимназии на необходимость установки памятных досок.

Илья Давыдов также напоминает, что участок улицы Харидусе, который планируется восстановить в рамках проекта строительства нового корпуса Эстонской гимназии, до вой-ны являлся отдельной улицей и носил название Vaestemaja («Богадельная»). Было бы логичным, считает историк, в ходе активных переименований нарвских улиц в пользу довоенных вернуть прежнее имя и улице «Образовательной» (Харидусе).

 

Фото: Татьяна Завьялова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *