В понедельник 13 марта академик, профессор международного права Тартуского университета Лаури Мялксоо встречался с нарвитянами, чтобы обсудить правомерность названий улиц в Нарве с точки зрения международного и государственного права Эстонии. Ряд нарвитян заявляют, что не получили на этой встрече ответа на свои вопросы.
В дополнение к улицам Даумана и Тиймана (которые уже переименованы), Нарве рекомендуется сменить еще несколько названий: улицы Алексея Юханова, Арсентия Бастракова, Игоря Графова, Михаила Горбача и 26 июля. Но пока представленное городской управой решение переименования улиц, названных именами красноармейцев, члены Нарвского горсобрания не поддержали.
Экскурс в историю
Предваряя встречу с Лаури Мялксоо, мэр Нарвы Катри Райк напомнила: нарвские депутаты неоднократно подчёркивали, что, прежде чем принимать решение о переименовании улиц, необходимо получить экспертизу от ученых из Тартуского университета. Райк выразила надежду, что академик даст объяснение нарвитянам.
В своем докладе Лаури Мялксоо достаточно подробно перечислил основные исторические моменты взаимоотношений Эстонии и Советского Союза, с акцентом на примеры постоянных нарушений законности со стороны СССР. Профессор при этом ссылался на положения международного права того времени и международные договоры.
«Ответа мы не получили»
Комментируя для «НГ» выступление Мялксоо, председатель временной комиссии по историческому наследию при горсобрании Нарвы, депутат Алексей Евграфов отметил, что нарвитянам просто преподали «красивый» урок истории, рассказав о том, что на самом деле многим известно.
Во время подачи налоговых деклараций наши жильцы столкнулись с тем, что в регистре НТД по Нарве уже нет улицы Тиймана – но и улицы Солдина – еще нет!
«Для членов нашей комиссии и большинства нарвитян вопрос был не в том, что люди не понимают восприятие эстоноземельцев в отношении событий 1936-1940 годов, а в том, какая связь между бойцами-красноармейцами, которые погибли, борясь с нацистами и фашистами, и произошедшей потом оккупацией и аннексией, – сказал Евграфов. – Ответа вот на этот вопрос мы и не получили. Переименовывать эти улицы, ссылаясь на то, что, мол, Сталин и Советский Союз нарушал договоренности в отношении Эстонии, на мой взгляд, неправильно».
Право на свое понимание прошлого
Сам Лаури Мялксоо сказал нашему изданию следующее: «Смысл моего доклада в том, что имена этих людей тесно связаны с правовым пониманием событий, которые произошли с нашим государством в двадцатом веке. Главный посыл моего выступления в том, что в 1940 году Эстония была оккупирована Советским Союзом, а в 1944 году было продолжение оккупации, лишь сменившей немецкую оккупацию». Насколько удалось понять рассуждения профессора Мялксоо, имена красноармейцев в названиях улиц неприемлемы потому, что эти люди, по мнению Эстонского государства, являются солдатами оккупационной армии. Мялксоо при этом пояснил: «Даже если Советский Союз разгромил нацистов и это было хорошее дело, то потом он должен был восстановить эстонскую государственность. Но этого сделано не было».
«Это похоже на историческую месть»
Нарвский юрист Александр Гамазин, комментируя слова профессора, сказал, что от Лаури Мялксоо не прозвучало никаких аргументов, во всяком случае, официальных, в отношении переименования улиц. «По сути профессор сказал, что Эстония не может простить событий оккупационных времен, – отметил Гамазин. – Назовем все своими именами: оккупация была, с последующей аннексией, здесь для меня вопросов нет. Но тогда речь идет о том, что сейчас происходит историческая месть? А чем это по сути отличается от сталинской мести – за то, что когда-то эти территории отдали Эстонии? От сталинской мести полякам за то, что Красную армию когда-то разбили под Варшавой? Тогда зачем проводить такие лекции? Для того, чтобы поставить галочку – да, мы встречались с людьми, приезжали, объясняли, а вы ничего не понимаете. Я уже писал в своих статьях – вся эта борьба с памятниками, улицами – это очень похоже на месть. Но мстительностью никогда не восстановишь справедливость. Разве народы, которые веками мстят друг другу за очень давние обиды, добиваются справедливости? Да никогда! Месть только увеличивает несправедливость, порождая все новое и новое отчуждение между народами».
А людям – сплошные проблемы…
Пока обсуждается и решается судьба названий четырех нарвских улиц, председатели правлений квартирных товариществ, расположенных на двух улицах, уже получивших новые названия, доводятся жильцами чуть ли не до нервных срывов.
«После переименования улиц городская власть по-хорошему должна была проинформировать людей, что конкретно надо изменить, кто это будет делать и каким образом, – делится с редакцией «НГ» своими бедами один из таких председателей. – На деле оказалось, что сейчас люди остались один на один с проблемами. Во время подачи налоговых деклараций наши жильцы столкнулись с тем, что в регистре НТД по Нарве уже нет улицы Тиймана – но и улицы Солдина (ее новое название решением горсобрания – ред.) – еще нет! Дальше: из Госрегистра в наши КТ прислали новые регистрационные Б-карты, в них название товарищества уже новое, по улице Солдина, а почтовый адрес КТ остался прежний, по улице Тиймана! И так у всех КТ по нашей улице. Так что Б-карты придется опять менять.
Проблема возникла и в банках, так как в некоторых из них для получателей коммунальных платежей адреса не сменили автоматически, и нашим людям пришлось отстоять очереди, чтобы изменить, например, адрес КТ как получателя платежей. Люди также переживают, что придется менять техпаспорта на автомобили. И такие вопросы задают нам, председателям КТ, непрерывно».
Если городская власть приняла решение сменить названия улиц, то почему не был проведен тщательный анализ всех проблем, которые могут при этом возникнуть у горожан? А после этого следовало составить для людей четкие разъяснения, что в каких случаях надо сделать самим, а что будет сделано соответствующими организациями. И довести это хотя бы до руководства квартирных товариществ. «Нам из управы прислали только запрос, сколько табличек надо сменить – и все, – сетуют председатели КТ. – На очереди, как мы понимаем, переименование еще четырех улиц, жители которых даже не подозревают, что их ждет, если городская власть не изменит своего отношения и снова не свалит все проблемы на самих жителей».
Александр Мясоедов