В Нарвской больнице медики учились, как направить пациента, пострадавшего от насилия, за помощью в полицию или отдел помощи жертвам преступлений. Фото: Николай Андреев.

Люди, пострадавшие от насилия, особенно семейного, часто не обращаются ни в полицию, ни в социальные службы. Но если побои серьёзные, обращаться за медицинской помощью всё-таки приходится. В результате медики часто сталкиваются с пострадавшими, которые предпочитают “не выносить сор из избы”.

Врачи и медсёстры не имеют права передавать личные данные пациента, если он против. Но в скором времени они должны будут фиксировать побои в специальной Карте ненадлежащего обращения. Кроме того, медики будут рассказывать пострадавшему об организациях, где ему могут оказать уже не медицинскую помощь, а социальную, психологическую и другую помощь.

Олев Силланд и Татьяна Канаш, рассказали, что готовят бланк, который медики будут заполнять, если поймут, что их пациент подвергся насилию. Фото: Николай Андреев.

Порядок действий медработников в таких случаях и сам многостраничный бланк сейчас разрабатывают в рамках совместного проекта Министерства юстиции и трёх больниц – Нарвской, Ракверской и Центральной больницы Ида-Вирумаа.
Советник Министерства юстиции по криминальной политике Брит Таммисте сказала, что первая цель внедрения Карты ненадлежащего обращения – заметить среди приходящих в учреждения здравоохранения пациентов тех, которые могут быть жертвами насилия, быстро зафиксировать повреждения и, если пациент согласен, начать производство по делу. «Но важнее всего предложить этим людям различную помощь», – сказала Брит Таммисте.

На прошлой неделе в Нарвской больнице прошла встреча участников проекта. В ней участвовали медики, которые по роду деятельности чаще всего сталкиваются с пострадавшими от насилия – работники скорой помощи, отделения экстренной медицины, хирург. Перед ними выступили представители Минюста, полиции, прокуратуры и отдела помощи жертвам преступлений.

Побои фиксируют на будущее
“Сейчас составляется форма документации, чтобы не пропустить нужные моменты, чтобы фиксировать побои и описание ситуации, в которой жертва побывала”, – рассказал главврач Нарвской больницы Олев Силланд.

В документе, видимо, будут описаны не только травмы, но также способ нанесения травм, имя нападавшего и то, проявлял ли он агрессию ранее – конечно, если пациент об этом расскажет. По словам доктора Силланда, составлять Карту ненадлежащего обращения медики смогут без согласия пациента. Но в проекте этого документа есть пункт, в котором сам пациент даёт или не даёт согласие на передачу его данных в полицию.

Старший физиотерапевт Татьяна Канаш, которая является руководителем проекта со стороны Нарвской больницы, добавила: «Эта карточка сохраняется, сейчас мы решаем, на какое время она будет у нас храниться. Если в будущем она понадобится, мы сможем предоставить её полиции».Татьяна Канаш отметила, что зачастую пострадавшие неохотно рассказывают, что с ними случилось, и важно рассказать, где им могут помочь. Пусть даже за помощью они пойдут не сейчас, а гораздо позже. “И как сказал представитель прокуратуры, если жертва обратится через какое-то время, надо иметь не воспоминания, а доказательную базу”, – добавил Олев Силланд. Пока Карту ненадлежащего обращения будут использовать только те три больницы, которые её разрабатывают. “Сейчас это пилотный проект. Если он даст положительные результаты, дальше уже Министерство юстиции будет вводить его на государственном уровне”, – сказала Татьяна Канаш.

Моральная поддержка и психологическая помощь
Около 70% случаев, которыми занимается отдел помощи жертвам преступлений Департамента социального страхования, – это семейное насилие. Но специалисты помогают и жертвам других преступлений и насилия.

Например, говорит сотрудница отдела Анастасия Белова, в последнее время за помощью обращаются пострадавшие от телефонных мошенников, которые находятся в очень угнетённом состоянии.

Инна Бахлинова из отдела помощи жертвам преступлений рассказала, что она с коллегами, в первую очередь, оказывает моральную поддержку пострадавшим. Также специалисты оформляют компенсации для получения психологической помощи и семейной терапии, помогают в общении с другими организациями и в получении юридической помощи, направляют в женские приюты.

Однако, по словам Инны Бахлиновой, в официальные органы за помощью обращается лишь небольшая часть пострадавших:
«Люди стесняются, боятся огласки, публичного внимания, боятся, что агрессор еще больше станет применять насилие. Боятся даже потерять агрессора, потому что, если пострадавшая в семейном насилии – женщина, то часто она зависима от агрессора. Недоверие специалистам – тоже одна из причин. Поэтому сейчас и проводят много мероприятий для улучшения совместной работы разных организаций и для более эффективной помощи людям. Основная цель совместной работы разных организаций – это обмен информацией и оценка рисков, чтобы уменьшить количество опасных случаев, которые заканчиваются смертью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *