11 февраля Нарва ликовала: певица Алика Милова, уроженка Нарвы, начавшая свою музыкальную карьеру в Нарве, блестяще победила в национальном отборочном конкурсе Eesti Laul и в мае этого года будет представлять Эстонию на Евровидении. Вот уж в прямом смысле слова: знай наших!
Уже в начале мая мы увидим выступление Алики в британском Ливерпуле. А пока, пользуясь случаем, что Алика приехала на несколько дней в Нарву, мы предложили ей дать интервью для читателей «Нарвской газеты», корреспондент которой, к слову сказать, беседовала с Аликой и ее мамой в далеком 2012 году – после победы девятилетней нарвитянки в международном конкурсе вокалистов «Детская Новая волна».
Со сцены и с телеэкрана двадцатилетняя Алика Милова казалась мне взрослее и (как бы точнее выразиться) «солиднее». Вероятно, такое впечатление складывалось из-за ее сильного, свободно льющегося голоса, из-за текстов ее песен – всегда со смыслом, философским подтекстом. Опять же – сценический макияж, платье в пол… Но порог редакции «Нарвской газеты» в минувшее воскресенье переступает миниатюрная, совсем юная девушка, скорее похожая на подростка, чем на увенчанную славой эстрадную суперзвезду. И, минуточку! определение «суперзвезда» – это не плод журналистской экзальтированности, а официальный титул Алики Миловой: в 2021-м она блестяще выиграла песенный конкурс «Эстония ищет суперзвезду». Напомню также, что в 2018-м Алика Милова стала победительницей музыкального телешоу «Браво!» на ETV+ и обладательницей титула «Лучший молодой исполнитель стран Балтии». А если «отмотать кассету» еще немного назад, то на счету у Алики участие и победы в таких международных конкурсах молодых исполнителей популярной песни, как The Baltic Voice («Балтийский Голос»), New Wave Junior («Детская Новая волна»), «Маленькие звездочки» в Санкт-Петербурге, Kaunas Talent («Талант Каунаса»), Berlinеr Perle («Берлинская жемчужина») и других.
В феврале нынешнего года к ее наградам добавилась еще одна – Почетный знак города Нарва. Алика Милова удостоена его за значительный вклад в развитие культурной, образовательной и общественной жизни города.
– Приятно, что об этом уже есть информация в Википедии. Ты сама обновляешь в Википедии свой раздел? – интересуюсь я в начале нашего разговора.
Алика не скрывает своего удивления:
– Признаться, я даже не видела! – и быстро манипулирует с телефоном: – На эстонском пока нет. Вот не знаю, кто бы это сделал. Видимо, какой-то секретный персонаж… Но очень приятно.
«Продюсеры не спрашивают: а диплом?»
Впервые на сцену, рассказывает Алика, она вышла в четыре года. «Это был концерт в нарвском ДК «Ругодив», я как раз пришла заниматься в вокальной студии Magic Land Юлии Кузьминой”. Участвовать в конкурсах начала с девяти лет и очень успешно. В тринадцать уехала из Нарвы в Таллинн.
– Вместе с мамой. В нашей семье понимали: Таллинн – это город больших возможностей. План переехать в столицу мы вынашивали год или два, последним толчком, чтобы сделать этот шаг, стало мое участие в конкурсе «Песенная карусель». Я пела в дуэте с известной эстонской певицей, музыкантом, автором песен Итакой Марией. У нас отлично получалось, и я загорелась учиться у нее пению. И все эти 8 лет Мария – мой единственный педагог и наставник. И вообще она больше чем, учитель; Мария – мой друг.
– А как с учебой в музыкальном училище им. Георга Отса?
– Это было очень тяжело: учиться в гимназии и параллельно в училище, потом коронакризис, обучение по интернету… Короче , гимназию я закончила и решила поставить точку. Пока. Продюсеры ведь не спрашивают: а какой у вас диплом? Самое главное – есть голос, есть песни. Но, конечно, я бы хотела пойти учиться – но именно для себя, не для диплома. И не пению. Возможно, пойду учиться на звукорежиссера.
«Работа моей мечты»
– И в итоге в каком ты сейчас статусе?
– Я – свободный художник (смеется). Но у меня есть фирма, за мной команда – музыканты, звукорежиссер и два менеджера. У каждого из музыкантов есть своя работа и группы, в которых они играют. У звукорежиссера есть своя студия, в которой мы можем репетировать. Если идем в большой формат, то команда расширяется до стилиста, режиссера, специалиста по световым эффектам… С первого дня после победы в конкурсе «Эстония ищет суперзвезду» появился человек, который начал мною заниматься, – менеджер. Потом я нашла еще одного менеджера. Это женщины, так что у нас такая вот женская синергия. Для меня как эстрадной певицы менеджер – это в первую очередь человек с холодным умом. Хотя я сама по натуре очень трезвомыслящая особа, все равно должен быть рядом тот, кто может вести дела, заниматься финансами, отвечать на предложения по поводу концертов. Но я вникаю во все и каждодневно просматриваю все письма и предложения.
– Интересно узнать, как выглядит рабочий день певицы Алики Миловой.
– По-разному. В последнее время я встаю по будильнику, но не в три часа дня. Много встреч – по Zoom, по телефону, в живую. Интервью, порой по четыре в неделю, фотосессии, походы на светские мероприятия. Главное, конечно же, концерты – по всей Эстонии, пою на фестивалях, общественных мероприятиях, корпоративах, частных вечеринках. Самое большое количество концертов в декабре и летом. 31 марта у меня будет первый сольный концерт – в таллиннской Fotografiska. Это большое событие в моей жизни. Для меня самая лучшая профессия в мире – петь! Так что у меня есть работа моей мечты.
Не про любовь
– Алика, конечно, с этим можно поспорить, но в сфере попмузыки бытует мнение: есть песня – есть певец. Как ты находишь свои песни?
– По-разному случается. Например, когда мы с Карлом-Андером Рейсманом прилетели в Нидерланды к знаменитому продюсеру Ваутеру Харди, песни Bridges в таком виде, как все ее теперь знают, еще не было («Мосты», песня, с которой Алика победила на Eesti Laul – ред.). С 10 утра втроем мы сидели в студии, мужчины импровизировали на гитарах. Но как-то все не то и не то, пошли на обед, вернулись… И вдруг Ваутер сел за фортепиано, и… зазвучала музыка. Я быстрее за ручку – стала писать мелодию и слова. Как бы все ни складывалось, даже если мне предлагают уже готовую песню, для меня всегда очень важно, чтобы в ней была доля моей собственной души – будь то слова или мелодия. Практически 100% песен, которые я исполняю, написаны со мной. Исключение – песня, с которой я выиграла «Эстония ищет суперзвезду», там был контракт, свои условия.
– Алика, как бы ты определила главную тему своих песен?
– Я выросла на песнях Земфиры (собственно, из-за нее я сама стала писать песни и стихи) и группы «Агата Кристи», благодаря папе слушала «Сектор Газа», «Ленинград», «Мумий Тролль». Мне ближе всего баллады. А это все конкретно про любовь. Но в последнее время я больше пишу не про любовь, а про отношения между людьми, и не обязательно между мужчиной и женщиной.
«Кренгольм – место силы»
– В одном из интервью ты сказала, что для тебя Нарва – это город сердца, Таллинн – город движения. Как часто удается бывать в родном городе?
– К сожалению, один раз в два-три месяца. Здесь у меня по-прежнему живут папа, бабушка, тетя, дядя. Что для меня значит Нарва, я стала понимать после отъезда отсюда и когда прошел подростковый возраст. Мой любимый район города – Кренгольмский, я здесь жила, здесь по-прежнему наша квартира. А Кренгольмская мануфактура для меня – место силы.
«Птенчиком быть легче»
– Ты читаешь комментарии по поводу тебя в СМИ, в соцсетях?
– Читаю. Победа, открыла я для себя, очень интересная вещь. Пока ты на пути к ней, к тебе относятся очень лояльно, резких и уничижительных высказываний не позволяют. Видимо, присматриваются. А стоит тебе вылупиться из яйца и вспорхнуть – вот тут начинается. Комментарии все жестче и жестче. Птенчиком быть легче. Но комменты меня не задевают. Считаю это бессмысленным занятием – как-то реагировать на них. У меня хорошая закалка: в 9 лет я приняла участие в большом конкурсе «Детская Новая волна», ко мне было приковано внимание, так что я давно знаю, что такое зависть.
Сама себе стилист
– Давай о приятном. На приеме у президента 24 февраля ты была в роскошном платье. На сцене Eesti Laul твой наряд тоже отличался и красотой, и женственностью. У тебя есть стилист, кто тебе помогает с выбором концертных нарядов?
– Стилист есть, помогает своими рекомендациями. Я не игнорирую советы профессионалов. Но в целом я сама себе стилист.
Платье на президентском приеме – от Лилли Яхило. На сцену я надеваю платье в случае, если это более официальное мероприятие. Люблю легкие платья в пол на летних концертах. Но более комфортно чувствую себя в брючных костюмах, это мое. Да и песни, которые я пою, все-таки не являются олицетворением «платьевого шика». Большинство моих концертных костюмов – из Кaubamaja, в последнее время там представлено много эстонских и зарубежных брендов, есть из чего выбрать. Пользуюсь услугой проката нарядных платьев.
«Я в хороших руках»
– Как идет подготовка к Евровидению?
– Первое – надо придумать постановку на сцене. Государство дает мне для этого целую команду профессионалов, которые уже работали в таком формате. Конечно, моя команда тоже остается. Короче говоря, я в хороших руках.
– Волнуешься?
– Стараюсь не зацикливаться, в этом нет никакого смысла. С другой стороны, о выступлении на Евровидении я мечтала с раннего детства. Я этого ну очень хотела! И теперь хочу получить от Евровидения максимально большой опыт и максимальное веселье!
Песня, с которой Алика выступит на Евровидении: