Как Eesti Õigusbüroo 
сообщило на днях в своем пресс-релизе, женщина, выселенная знакомыми из своего жилья на улицу, является бездомной уже 14 месяцев, несмотря на вынесенное в ее пользу судебное решение.

Выселенная гостями из своей квартиры до сих пор не вернулась домой
Иллюстративное фото.

«НГ» в апреле этого года перепечатала материал с историей женщины, которую из собственного дома выселили знакомые (см. № от 3.04.2019, «Пришли в гости и выгнали хозяйку. Она скитается 11 месяцев»). Напомним, что в статье, размещенной на портале Delfi, говорилось о том, что в квартиру к даме пришли знакомые мужчина и женщина и, злоупотребляя её гостеприимством, самоуправно сменили замок и заняли квартиру. Произошло это в тот момент, когда хозяйка ушла в магазин. Таким образом, владелица квартиры не по своей воле оказалась на улице и «пять месяцев скитается, ночуя «на скамейках и в чужих подъездах домов». 

Цена вопроса — 420 евро

Несмотря на то, что квартира оформлена на нее и злоумышленники не имеют к недвижимости никакого отношения, в этом деле не смогла помочь даже полиция. По словам юриста Eesti Õigusbüroo Мерике Роосилехт, которая была в суде официальным представителем оставшейся без дома женщины, 6 июня этого года было вынесено решение, по которому незаконно занявшие квартиру лица должны незамедлительно ее покинуть. Теперь препятствием для исполнения судебного решения является плата судебному исполнителю в размере 140€ за каждого выселяемого лица, а всего их в квартире 3. У владелицы квартиры отсутствуют такие денежные средства для оплаты услуг исполнителя, поэтому она не сможет вернуть себе дом прежде, чем соберет требуемую сумму.

По словам Мерике Роосилехт, вышеуказанная ситуация является пре­дупреждением для всех собственников квартир, а также демонстрирует неуклюжесть нашего делопроизводства.

Мерике Роосилехт:

– Люди, которые не знакомы с этим делом, думают, что это шутка, но на самом деле оно серьезное, и с такой абсурдной ситуацией однажды может столкнуться каждый из нас. Безусловно, никто не может представить себя в подобном положении, когда мы являемся владельцами дома, а проникшие в него люди больше не пускают нас вовнутрь. Единственным решением остается обращение в суд для выселения незаконно занявших жилье людей. Самый важный нюанс этой истории, который привел к тому, что владелице пришлось ждать решения более года, заключается в ложных заявлениях поселившихся в квартире людей. Находящиеся в квартире лица утверждают полиции, что между ними и владелицей был заключен устный договор аренды, полиция помочь не может, остается только подать иск в суд, что, конечно, займет достаточно много времени. Меня удивляет то, что полиция может так просто и без проверки заверений выйти из процесса, в то время, когда владелица квартиры без всякого сомнения уверяет об отсутствии каких-либо договоренностей. Возникает вопрос, почему стражи правопорядка больше верят людям, которые никак не связаны с недвижимостью, а слова владельца ничего не значат.

Несмотря на то, что в подобных ситуациях следственные органы не начинают уголовное производство, а полиции не хватает полномочий, люди должны все-таки подавать соответствующее заявление в полицию, поскольку так можно будет установить факт нарушения владения. В суде очень важно доказать, что кто-то нарушил владение собственника.

После этого нужно сразу обратиться в суд, чтобы истребовать незаконное овладение квартирой. Эта процедура может занять как минимум три месяца, но более быстрого решения нет. Во время обращения в суд нужно знать личные данные лиц, против которых предоставляется взыскание. Будет комично спрашивать личный код или копию документов у друзей, которые придут к вам в гости, но если их пребывание будет длительным, то из чувства уверенности стоит знать их личные данные.

Самоуправство и защита собственности

Эта история вызвала большой резонанс в эстонском обществе. Люди делились ею при встречах на улице, в автобусах и магазинах. В частности свое негативное отношение к бессилию полиции и закона высказал ныне предприниматель, а ранее юрист из Таллинна Евгений Дубровский. По его мнению, «этот вопиющий факт не должен остаться незамеченным и ему следует дать правовую оценку. Люди должны знать свои возможности и права и защищать себя от подобного рода недобросовестных «гостей». 

В своей публикации на портале Проза.ру Евгений Васильевич пишет, что «при таких обстоятельствах распоряжение имуществом, как своим собственным, должно  рассматриваться как мошенничество. Ибо предметом мошенничества является завладение чужим имуществом путем обмана и введения в заблуждение. В данной ситуации произошёл скрытый обман, и потерпевшая не могла знать о подлинных намерениях своих «гостей». По закону Пенитенциарного кодекса завладение чужой движимой вещью и обращение её в свою пользу (а данные лица сдали её в аренду и получают доход), – наказывается в уголовном порядке».

Автор вспоминает такое понятие из Закона о вещном праве как самозащита и приходит к выводу о том, что «при таком положении, в каком оказалась пострадавшая (потерпевшая), нет иного выхода, кроме как пойти на крайние меры».

Евгений Дубровский:

– Как видим, полиция ничего криминального в действии этих лиц не усмотрела и ограничилась репликой, дескать, «в квартире должно хватить места и хозяйке». Не правда ли забавно!? Но забавнее другое, что в Эстонском законодательстве отсутствует норма права ответственности противодействию самоуправству. И получается, что путем обмана и мошенничества можно легко завладеть чужой квартирой. Для этого стоит войти в доверие к хозяйке, разжалобить её и преспокойненько жить, чувствуя себя в безопасности при запертой двери. 

Ведь женщина, как пишет об этом Мерике Роосилехт, боится идти в свою квартиру, значит её, что-то предостерегает. Значит, следовало бы подробно разобраться во всем, а не ссылаться на «устный договор найма». (Возможно, он ничтожен). Ведь налицо все признаки угрозы и насилия, поэтому потерпевшая и не решается переступить порог своей квартиры, предчувствуя неладное. Сам факт такого поведения должен был бы насторожить полицию. Но, увы и ах! 

Что же предпринять в таком положении? Я бы поступил так: пригласил бы двух понятых из соседней квартиры или членов правления квартирного товарищества, взломал бы замок, вызвал полицию. Она должна засвидетельствовать факт неправомерного нахождения в помещении данных лиц, установить их личные данные, и, в случае обнаружения правонарушения, потребовать в добровольном порядке покинуть квартиру. 

И в завершение своего резюме хотелось бы коснуться и такого вопроса: может быть стоит упростить порядок и способ защиты нарушенного права собственности? Например, мерами административного выселения с санкцией прокуратуры!  

Это стало бы значительным шагом в подобном инциденте. Ведь если рассчитывать только на судебную защиту, на которую ссылается юрист Мерике Роосилехт, то эта процедура, по её же словам, может длиться до трех месяцев. (А то и более!).  К тому же, при обращении в суд бремя доказывания виновности в совершении мошенничества или самоуправства ложится на истца или потерпевшего. 

Справка «НГ»:

Eesti Õigusbüroo, чьим сотрудником является Мерике Роосилехт, в сотрудничестве с Министерством юстиции предоставляет жителям Эстонии бесплатную правовую помощь, которую получают все проживающие в Эстонии лица, чей средний брутто доход ниже 2094 евро.

Правовая помощь оказывается физическим лицам по всем, за малым исключением, юридическим вопросам и во всех формах: консультация по телефону, на месте в конторе, посредством интернета или электронной переписки; путем составления документов (договора, заявления, ходатайства, ответы на письма); представления в учреждениях и судах.

Подготовила Наталья Соболева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *