ТОП-3: популярный медиаэксперт анализирует 3 самых заметных события июня.

Виталий Белобровцев: Гуманное государство и обороняющийся президент

Юнона – она богиня плодородия, и месяц июнь в честь неё назван, но вот наши труженики полей говорят, что нива нынче не уродит. Зато неурожай восполнят политики, чья нива никогда не скудеет.

«Не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо»

Политическое противостояние Тартуского самоуправления и правительства Эстонии по поводу целлюлозного завода закончилось тем, что правительство признало поражение. Можно радоваться – местная община доказала, что её интересы выше и важнее государственных. Это ли не праздник демократии, можно даже сказать, её разгул!

В конфронтации тартусцев и государства суд, не принимая ничьей позиции, отклонил жалобу местного самоуправления на то, что правительство собирается провести исследование о возможном воздействии на окружающую среду нового завода. Так что с юридической точки зрения правительство могло бы продолжать свою линию: пусть будет сделано исследование, оно покажет, что и как может получиться из этого целлюлозного рая.

С точки зрения экономики новый завод – это 200 высокооплачиваемых рабочих мест на предприятии и ещё около тысячи сопутствующих, а в Южной Эстонии не работа бегает за людьми, а скорее наоборот. Но предстоят выборы, и местные политики выступили таким единым фронтом, что диву даёшься: никогда они на моей памяти не брались так дружно за руки. А всё, чтобы не пропасть поодиночке на предстоящих парламентских выборах.

Кульминацией истории стал возглас Кайри из Табивере: “Мы простые люди и хотим, чтобы всё оставалось как было!” Это можно назвать желанием стабильности, но политологи такой лозунг числят по линии стагнации. Отсюда и обвинения правительству в мягкотелости. Как знать, может, отвергнутый завод попросит убежища в Нарве?

Вышли из пятёрки

Виталий Белобровцев: Гуманное государство и обороняющийся президент

Именно такой «стабильностью» можно объяснить выход Эстонии из пятёрки самых бедных стран Евросоюза. Помните, премьер Ансип лет сколько-то назад обещал вывести страну в пятёрку богатейших государств Европы? Но вот ведь политико-экономический кульбит: Ансип вошёл в число богатейших людей, а Эстония вышла из пятёрки беднейших.

Теперь по уровню индивидуального потребления и ВВП на душу населения мы в Европе шестые с конца, имеем 77 процентов от среднеевропейского уровня. По этому показателю нас уже опередила Литва, а в затылок Эстонии дышит Латвия.

Победный клич президента

Виталий Белобровцев: Гуманное государство и обороняющийся президент

Фото с сайта президента Эстонии.

Парадом Кайтселийта на Певческом поле 23 июня страна отметила победу в Освободительной войне. По этому случаю президент Керсти Кальюлайд произнесла речь. «Эстония защищена лучше, чем когда бы то ни было! В мире осталось мало стран, которые могут одномоментно призвать под ружьё более одного процента населения. Мы – можем».

Пламенную речь президента хочется остудить тремя скромными соображениями. Во-первых, «мы страна, которая может». Это высказывания, право слово, из её безрадостного советского детства, когда что ни день, то обещания, типа, мы можем, если захотим, на Луну полетим. Но наша реальность «можем целый процент», она – в неявке на последние военные сборы, если я не ошибаюсь, 2700 человек.

Во-вторых, этот «процент», вероятно, скрытый упрёк нелюбимому нынешним президентом президенту первой Республики Пятсу и его замечательному главнокомандующему Лайдонеру. Он в конце 1930-х годов почти в каждом выступлении заверял, что эстонская армия будет беззаветно сражаться до последнего патрона. Но когда такая необходимость возникла в 1940 году, то даже не объявили мобилизацию. А действующая армия не произвела ни единого выстрела.

Ну, и в-третьих, наше руководство по доброй традиции, установленной реформистами, остаётся технократическим. И если центристы с социал-демократами пытаются поставить страну “на более гуманистические рельсы”, то президент предлагает в предвыборный период провести дискуссию о том, какие новые системы вооружений нам надо приобрести, за какую сумму, сколько процентов от ВВП должен быть оборонный бюджет – 2,17 процента или даже четыре?

Оно конечно, школу счётной палаты ЕС не пропьёшь: главное – чтобы сальдо сходилось с бульдо, и тогда жизнь будет как молочная река меж кисельных берегов.

Я надеюсь, что президента из чарующего мира цифр и процентов вернут на грешную землю отрезвляющие слова аналитика Ахто Лобъякаса, опубликованные в газете «Постимеэс»: «Вместо того, чтобы читать Грузии лекции о реформах, Эстонии самой надо поучиться, как сделать так, чтобы у нас не повторился сценарий Южной Осетии».

Впрочем, надежда на успешное приземление президента невелика – она, вероятно, полагает, что её личное троекратное пребывание в Нарве в самый ненастный месяц года решит и эту проблему.

Виталий Белобровцев: Гуманное государство и обороняющийся президент

Читайте также:

Церковные дни в Нарве объединят всех местных христиан

ДВА МНЕНИЯ. Чем Церковные дни в Нарве будут полезны городу и верующим нарвитянам?

О проекте “Место встречи” читайте ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *