Будущее Кренгольма и проект выставки, которая объединит семейную историю Кноопов и историю Кренгольмской мануфактуры – эти темы обсуждали 7 апреля нарвитяне, пришедшие в Нарвскую арт-резиденцию на встречу с известной норвежской художницей Хелене Кнооп, одной из потомков основателя Кренгольмской мануфактуры Людвига Кноопа.
Хелене Кнооп – праправнучка Даниеля Диетриха Кноопа, родного брата Людвига Кноопа, который был известен не только как основатель и первый владелец Кренгольмской мануфактуры, но и как один из крупнейших промышленников, построивший, как сейчас сказали бы, «с нуля и под ключ» более тысячи текстильных фабрик «по последнему слову техники» XIX века.
Неожиданное чувство дома
В семье известно, что весьма успешными и предприимчивыми людьми были и все дети владельца Кренгольма. «А его брат, который был моим прапрадедом, тоже был коммерсантом, хотя и не настолько успешным, как Людвиг. Он отправил своего сына работать в Москву, на фабрику, которая принадлежала Людвигу Кноопу. Сын управлял этой фабрикой, а затем создал ее филиал в Норвегии», – вспоминала на встрече с нарвитянами Хелене.
О своем великом прапрадеде потомки вспоминают во время общих встреч, рассматривая многочисленные фотографии того времени: на них большие дома и виллы, принадлежавшие семье. Однако в фамильном архиве вовсе не сохранилось фотографий промышленных объектов, которыми владели Кноопы, и экскурсия по территории Кренгольмской мануфактуры на художницу, приехавшую в Нарву впервые, произвела огромное впечатление. «Мне было интересно, как теперь это наследие функционирует, что с ним происходит. У меня было очень много ожиданий от этой поездки», – призналась Хелене. По ее словам, поразили ее не только масштабы увиденного, но и неожиданно возникшее ощущение, что она дома, и что Кренгольм – это все еще живой организм. «Кренгольм – это место, где многие годы шла жизнь, где работали и жили люди, и это до сих пор ощущается», – размышляла на встрече художница.
Она поделилась идеей своей будущей выставки, которая может появиться на Кренгольме в октябре будущего года. «Основа выставки – наше фамильное дерево. Но мне хочется представить не только историю моей семьи, но и историю самого производства, мануфактуры», – рассказала она.
В подарок – «фамильное» кренгольмское полотенце
Хелене – фигуративный художник, то есть в ее работах всегда наглядно присутствуют реальные объекты: люди, животные, норвежские пейзажи. Ее работы (об этом нарвитяне спрашивали на встрече) легко можно найти в интернете. Она рассказала, что думает с помощью своего искусства создать портреты людей, связанных с семейной историей Кноопов. «При этом надо помнить, что у успеха всегда есть оборотная сторона, что здесь были не только преуспевающие коммерсанты, но и рабочие, чья жизнь была нелегка, жившие не в таком красивом здании, как это (Нарвская арт-резиденция находится в здании на Йоала, 18, построенном в XIX веке для директора Кренгольма – ред.), а в домах попроще», – отметила она.
На встречу пришло немало бывших кренгольмцев. Проработавшая на Кренгольмской мануфактуре 18 лет художником по тканям Наталья Капаева подарила Хелене книгу об истории Кренгольма, изданную Нарвским музеем, и сумку из кренгольмской ткани, рисунок для которой она когда-то придумала и разработала сама. Наталья пожелала Хелене удачи в ее начинании. Наталья призналась «НГ»: несмотря на то, что кренгольмские фабрики закрыты уже много лет, ее до сих пор волнует все, что связано с историей текстильного предприятия и памятью о нем.
Председатель клуба «Кренгольм» Валентина Смолокурова и Хелене Кнооп. Фото: Ирина Токарева
«Она очень похожа на своего знаменитого прапрадедушку. У Хелене улыбка, как у Людвига Кноопа на тех фотографиях, которые есть у нашего клуба», – рассказала «НГ» 82-летняя Валентина Николаевна Смолокурова, председатель клуба «Кренгольм», объединяющего бывших работников текстильного гиганта. Когда-то на Кренгольме работала ее мама, и в память об этом в течение 50 лет в ее семье хранилось полосатое полотенце «из такой качественной махры, которую давно нигде не делают». Это полотенце Валентина Николаевна подарила Хелене и поблагодарила ее за приезд и интерес к наследию Кноопа. «Для меня эта встреча – настоящий праздник», – призналась она.
«Культурная ниточка»
Зашла на встрече речь и о будущем Кренгольма. Зачастую бывшие текстильные фабрики превращают в очаги культуры, в арт-объекты в стиле лофт – такие же планы, как известно, строят сейчас и в отношении Кренгольмской мануфактуры. Но похожих объектов в разных странах уже много, и сможет ли в таком случае Кренгольм стать чем-то уникальным?
Кренгольм — это место, где многие годы шла жизнь, где работали и жили люди, и это до сих пор ощущается
«Культура – то, что нас объединяет. Я думаю, что этот комплекс зданий так и просится стать объектом культуры. Это – народный объект и в то же время – место пересечения Запада и Востока, ведь Нарва – это исторический и культурный перекресток», – ответила художница. Что касается сохранения уникальности – готового ответа нет, призналась она. По мнению Хелене, это зависит от людей, которые будут заниматься воплощением идеи в жизнь, от их собственного потенциала, потому что при такой трансформации недостаточно просто перенести на будущий арт-объект все то, что делается в других местах.
Встреча нарвитян с Хелене Кнооп состоялась при посредничестве Представительства Совета Министров Северных стран в Эстонии (СМСС). Как сказал «НГ» координатор программ СМСС Евгений Тимощук, история Хелены Кнооп – «культурная ниточка, которая связывает Нарву и Северные страны». СМСС планирует поддержать будущую выставку художницы о Кренгольме, которую планируется открыть в Нарве осенью в рамках Недели Северных стран.
Разыскать одного из потомков семьи Кнооп удалось благодаря сотрудникам Нарвского музея, которые год назад, в мае 2021 года, подготовили и провели видеоконференцию, посвященную 200-летию основателя Кренгольмской мануфактуры. Тогда из-за пандемии художнице не удалось посетить Нарву, и вот сейчас долгожданная встреча, наконец, состоялась.
Как сказал нашему изданию Евгений Тимощук, в дальнейших планах представительства СМСС в Нарве – познакомить нарвитян и с другими потомками человека, сыгравшего столь важную роль в истории Нарвы. Одним из самых известных из них является председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, прямой потомок дочери Людвига Кноопа Луизы.