Рост акцизов еще немного отдалит Ида-Вирумаа от государства

 

Извините за банальность, но многие русские жители Эстонии не ощущают, так сложилось, эстонское государство своим государством. Прежде всего, государственную власть не считают своей властью, по той простой причине, что в основном голосуют за партию, которую до государственных рычагов управления не допускают, а другие партии, по их убеждению, действуют в интересах своего основного, эстонского, избирателя. Это отношение к власти, в основе которого недоверие (взаимное, что важно) — одна из главных причин того, почему эстонскому русскому очень сложно объяснить, что заправляться на ивангородской бензозаправке, а не на эстонской, немного безответственно, что ли, по отношению к государству. 

«Поступающие от акцизов средства идут на пособия, дороги, пенсии… От этих сборов зависит наше общее благосостояние», – говорят государственные мужи. «Да бросьте вы. Знаем мы прекрасно, как вы тратите бюджетные деньги. Мы только на крохи с этого стола можем рассчитывать», – отвечают в этом воображаемом диалоге эстонские русские, добавляя нечто нецензурное.
Оттого нарвитяне в своей массе вполне лояльны к такому роду преступлений, как контрабанда. И если будут упрекать торгующую у магазина ивангородскими сигаретами бабушку в чем-то, так только в том, что она продала их несовершеннолетнему, если таковое случится. Если и будут ругать торговца «ивангородским» бензином, так только если тот продаст некачественный товар. 

Вообще замучаетесь доказывать, почему же перепродажа бензина, привезенного в собственном баке, является по сути контрабандой. Кажется, Налогово-таможенному департаменту уже надоело заниматься этим бесперспективным делом. Во всяком случае, посвященные этой теме информационные кампании остались в прошлом. 

Чего уж тут говорить о том, что регулярные поездки в Ивангород за бензином для личного пользования кажутся вполне естественным делом не только тем, чье материальное положение можно назвать стесненным, но и вполне благополучным жителям Нарвы и Северо-Востока в целом, действующим по принципу «копейка рубль бережет». Хотя «копейка» эта вполне весома — в России бензин на треть дешевле, чем в Эстонии. А после роста акцизов разница станет еще более существенной, а соответственно, можно уверенно ждать роста числа тех, кто ездит на сопредельную территорию за топливом.
Можно ожидать, что мотивом новичков в этом деле будет не только экономия, но и желание выразить протест власти, действующей в чьих-то чужих интересах. Власти, договорившейся внутри себя о росте акцизов еще до подписания коалиционного соглашения и не поместившей в соглашение ничего столь весомого, что могло бы объяснить общественности, зачем повышают топливные акцизы столь решительно, провоцируя рост цен буквально на все. 

Так совпало, что еще до повышения акцизов (решение по их росту еще предстоит принять Рийгикогу, но вряд ли в том, что это случится, можно сомневаться), которое должно произойти с 1 января 2016 года, начнет работу обновленный таможенно-пограничный пункт «Нарва-1», инфраструктура которого позволит увеличить скорость прохождения транспортного потока через границу аж в три раза. То есть возможности для роста количества желающих ездить в Ивангород за бензином впечатляющие. Особенно с учетом того, что система GoSwift, организующая электронную очередь к границе и дающая возможность занять место в ней по интернету, работает прекрасно. Кстати, на днях система GoSwift выиграла приз международного транспортного форума Transport Achievement Award 2015 “за достижения в области транспорта”. 

Конечно, и на южной границе транспортный поток усилится за счет тех, кто желает сэкономить на бензине. Но принципиальная разница в том, что здесь, в Нарве, это усиление будет означать еще и то, что местные жители, русские, все дальше отдаляются от государства, которое они и так воспринимают как не свое. И виновато в этом будет собственно оно само, государство, повышающее акциз.

 

Роман Викулов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *